Но подобная политика налогообложения имеет ряд недостатков. Прежде всего, она ближе по своей природе к системе централизованного регулирования инвестиционной политики, чем к рыночному механизму. Помимо этого, в силу сокращения налоговой базы уровень ставки корпоративного налога должен быть выше, чем при всеобъемлющем налоге. А это не поощряет ни накопление, ни рисковую предпринимательскую деятельность, ни рост инвестиций во всех прочих отраслях кроме приоритетных. Далее, предпочтительное отношение к определенным секторам экономики создает явное впечатление неравенства, подрывается психологический настрой налогоплательщика и создаются предпосылки к злоупотреблениям и укрывательству доходов от налогообложения.
Альтернативой описанной выше системе налогообложения стало так же очень широко применяемое в настоящее время сокращение налоговых льгот при существенном снижении ставок подоходного налогообложения с юридических лиц. Такой подход ставит предпринимателей в примерно равные стартовые условия, стимулирует деловую и инвестиционную активность.
Снижение доли корпоративного налога в доходах бюджета в определенной степени характеризует прогрессивность проводимой правительством налоговой политики в целом, так как увеличивает возможности инвестирования. Именно объемы инвестирования оказывают существенное влияние на совокупный спрос, и благодаря мультипликационному эффекту являются тем реальным источником, который способен увеличить объем национального производства и занятость населения.
Помимо богатого опыта стимулирования капиталовложений промышленно-развитых стран Запада, сегодня очень быстро развиваются производственные и научно-исследовательские инвестиции в странах третьего мира. Западные ученые, исследующие это явление, отмечают, что экономические методы стимулирования инвестиций повсеместно дополняются участием государства -развитием государственного предпринимательства, мобилизацией государственных финансовых средств, созданием мощных распределительных и перераспределительных механизмов. В странах третьего мира, как правило, присутствует принцип запланированного выборного бюджетного финансирования приоритетных отраслей, причем несмотря на значительный дефицит бюджета и государственный долг. Такая политика характерна для Турции, Пакистана, Египта, Китая и других государств. Тем не менее, в этих же странах активно проводятся налоговые реформы, направленные на увеличение объема производственных накоплений. При этом используются традиционные приемы: привлечение иностранного капитала как носителя новейшей технологии, уменьшение ставки подоходного налога на частные промышленные компании, применение инвестиционных налоговых кредитов, сокращение сроков амортизации и т.д. Специфика экономической ситуации догоняющего общества обуславливает применение и оригинальных приемов налогообложения.
Например, в качестве стимула для развития промышленности используются "налоговые каникулы" для вновь созданных приоритетных промышленных предприятий сроком от 2-х до 4-х лет, независимо от объема их капитала.
Проведенный анализ зарубежной практики применения налоговых инструментов, позволяет сделать вывод, что налоговая политика Запада - это действенный и эффективный механизм, нацеленный на достижение целей в условиях стабильной сбалансированной экономики. Она представляет широкое поле деятельности в налоговой сфере по стимулированию инвестиций, технического развития производства и научно-технических исследований. Рассмотренные инструменты налогового регулирования могут активно использоваться и в условиях Республики Казахстан для целей стимулирования предпринимательской активности. По мнению автора, опыт промьппленно-развитых государств мира недостаточно изучен и используется в Казахстане однобоко. В основном, акцент делается на изучение и реализацию фискальных возможностей налоговых инструментов и практически игнорируется опыт использования налогов в качестве рычагов стимулирования. Между тем, зарубежный опыт свидетельствует, что именно стимулирующий аспект налогового регулирования используется наиболее часто при реализации экономической политики государства.
Анализ рентабельности
Для обобщающей оценки эффективности деятельности предприятия в рыночных условиях используется показатели рентабельности. ОАО «ГМК Норильский Никель» предоставляет консолидированные отчеты по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), поэтому все значения представляются в млн.долларов СШ ...
Модели управления оборотными активами
Суть политики управления оборотным капиталом состоит в определении достаточного уровня и рациональной структуры текущих активов и в определении величины и структуры источников их финансирования. Выбор соответствующих источников финансирования оборотных активов в конечном итоге определяет соотношени ...
Финансовая система, ее звенья
По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую ...