Проведение реформы рассчитано на три года – это позволит осуществить плавный переход к новым правилам и нормам, обеспечить его необходимыми организационными и техническими средствами.
По мнению турецких экономистов, Турция сможет в случае последовательного проведения в жизнь намеченных мер существенно поднять использование своего налогового потенциала, одновременно гармонизировав свою налоговую систему с системами стран ЕС.
Интересны данные, обнародованные в ходе подготовки реформы и характеризующие основные недостатки и изъяны действующей налоговой системы, вскрывающие причины ее фискальной неэффективности:
– Значительная часть экономики – до 50% – вообще не охвачена прямыми налогами, а та, которая ими охвачена, любыми способами стремится их не платить. При общей численности предпринимателей и лиц свободных профессий в 6,5 млн. чел. подоходный налог платят лишь 2648 тыс. или 40,7% 15. Плательщики наивысшей группы по уровню дохода уплатили в 1996 г. подоходный налог на общую сумму 88 млн. лир в среднем каждый, что крайне мало, учитывая инфляционный рост доходов; 16
– Чрезвычайно велики масштабы утайки доходов, неполное их декларирование – этим способом от уплаты налогов уклоняется 96,5% налогоплательщиков. В том числе, при сборе гербового сбора на каждые 100 лир объявленного дохода – 317 лир скрывается, при уплате налога на наследство и дарение – соответственно 119 лир, подоходного налога – 130 лир, корпоративного –42 лиры, НДС – 3,4 лиры; ежегодно казна не досчитывается до 40% потенциальных поступлений от НДС и 60% – от подоходных налогов и т.д.; 17
– Вообще не платят налоги при получении прибыли от своей деятельности – 5 тыс. действующих в стране вакуфов (фондов) и 67 тыс. дернеков (обществ);
– При общей численности плательщиков глобального подоходного налога в 60 тыс. (ремесленники, мелкие торговцы, кустари и т.п.), каждый из них вносил в среднем 28 млн. лир в год или 60% суммы, взимаемой с минимальной заработной платы наемных работников 18.
Хотя подготовка проекта реформы была завершена уже в конце 1997 г. и предполагалось, что он будет рассмотрен и принят парламентом в начале 1998 г., он еще полгода изучался и дорабатывался в парламентских комиссиях. Лишь 14 июня он был внесен на обсуждение пленарного заседания парламента. Парламентские слушания продолжались (несмотря на жару) почти пять недель. В окончательном виде Закон о налоговой реформе был принят парламентом 22 июля 1998 г. и после утверждения его Президентом страны С.Демирелем был опубликован в «Ресми Газете» (официальной газете). В полном объеме он войдет в силу с 1 января 1999 г.
Ниже излагаются основные моменты Закона о налоговой реформе 1998 г. 19.
Наибольшим новациям подверглись подоходные налоги – личный и корпоративный. Существенно расширена база личного подоходного налога – согласно заново сформулированному в законе понятию «доход», последний исчисляется как «чистая сумма всех видов доходов и прибылей, полученная в течение календарного года физическим лицом и образующая источник для расходов и сбережений». Таким образом, в круг плательщиков подоходного налога включены предприниматели, в том числе действующие в сельском хозяйстве, коммерсанты, лица наемного труда, лица, получающие доходы от сдачи в аренду движимого и недвижимого имущества, биржевые игроки, лица свободных профессий, и все другие, независимо от источника получаемого дохода. Каждому гражданину страны присваивается индивидуальный налоговый номер, не имея которого нельзя оформлять нотариальные сделки, куплю–продажу недвижимости и т.д.
Снижаются верхняя и нижняя ставки шкалы личного подоходного налога: с 25 и 55% до 20 и 45% в 1998 г. и до 15 и 40% – с начала 1999 г.
Снижение нижней ставки – долгожданная уступка трудящимся, которые в течение десятилетий вели борьбу против переложения на них основного бремени по данному налогу. Ощутимо снижена ставка на наиболее крупные доходы – теперь она приближена к соответствующим ставкам, применяемым в западноевропейских странах. То же самое относятся и к ставке корпоративного налога, которая установлена в размере 30% взамен прежней, превышавшей (вместе с надбавками) 40%.
Трансляционный риск
В современной экономике данный риск называется еще расчетным, или балансовым, а связан он с возможностью изменения стоимости активов и обязательств международного предприятия, деноминированных в бухгалтерском балансе. Примерами статей баланса, рассматриваемым в качестве подвергнутых влиянию трансля ...
Структура расходов
бюджета
Расходы бюджета муниципального образования "Город Магадан" в 2009 году составили 4900,6 млн. рублей, при плановом назначении – 5131,9 млн. рублей. Наибольший удельный вес в расходах бюджета на муниципальное хозяйство занимают расходы на жилищно-коммунальную отрасль – 37,8%. Исполнение бюд ...
Анализ результатов урегулирования споров на стадии
рассмотрения материалов проверки
Одно из направлений в работе налоговых органов - это разрешение споров с налогоплательщиками, порой возникающих при осуществлении налоговиками своих функций. Досудебное урегулирование, которым занимаются подразделения налогового аудита, состоит в обеспечении надлежащего рассмотрения налоговых споро ...