Финансовая аналитика » Налоговая реформа 1998 года в Турции

Налоговая реформа 1998 года в Турции

Страница 1

Нынешняя налоговая система Турции сложилась в ходе более чем 75–летних преобразований, являвшихся составной частью европеизации политических и социально–экономических институтов, их эволюции из полуфеодальных и шариатских в рыночные и светские.

Турецкие налоги в республиканский период неоднократно подвергались реформированию – некоторые из налоговых реформ явились вехами не только в совершенствовании финансово-бюджетной сферы, но и всего государственного аппарата. Такой по своему содержанию и последствиям была отмена в 1925 г. ашара – феодальной десятины, краеугольного камня шариатской налоговой системы. Не меньшее значение в модернизации и европеизации финансово–экономического хозяйства страны сыграли реформы подоходных налогов, преобразованных в 1949–1950 гг. по западным образцам (за основу были взяты западногерманские подоходный и корпоративный налоги), а в 1985 г. – введение налога на добавленную стоимость (НДС). Эти нововведения сопровождались упразднением устаревших и малоэффективных налогов или же их передачей в распоряжение местных бюджетов. Наконец, в 1998 г. в Турции был принят Закон о налоговой реформе, в определенной мере являющийся итоговым.

Основными целями проводившихся в Турции налоговых преобразований было:

1) общее повышение фискальной эффективности налоговой системы в связи с ростом государственных расходов;

2) использование налогов в качестве инструмента экономического и социального регулирования в соответствии с целями общей стратегии развития (поддержка национального производства, промышленный протекционизм, обеспечение социально–политической стабильности и др.);

3) сближение турецкой налоговой системы с налоговыми системами стран Запада – основных партнеров Турции по внешним экономическим связям, процесс такого сближения начался уже в 19 в. с вовлечением Османской империи в орбиту колониальной политики западноевропейских держав – уже тогда в Турецкую налоговую систему были внедрены некоторые элементы европейских налогов.

Несмотря на существенное осовременивание, турецкая налоговая система в последние десятилетия все менее справлялась со своей главной задачей – мобилизацией денежных средств для финансирования бюджетных расходов. Рост экономического потенциала страны не сопровождался адекватным расширением налоговой квоты (налогового перераспределения ВВП).

Во второй половине 90-х гг. она составляла лишь 15% для налогов центрального бюджета, 18% – с учетом местных налогов и 22% – вместе с выплатами в систему социального страхования. В странах ЕС эти показатели в среднем в два раза выше 1.

Основные причины низкой фискальной эффективности турецких налогов заключаются в следующем:

– главным объективным ограничителем роста налогового перераспределения ВВП в Турции остается невысокий абсолютный и среднедушевой размер последнего – во второй половине 90–х гг. ВВП страны составлял около 190 млрд. долл., а средне–душевой доход 3000 долл. 2, что на несколько порядков меньше, чем в развитых странах с высокой налоговой квотой;

– преобладание в экономике мелкотоварного сектора, доходы которого распылены, слабо поддаются учету и регистрации, их трудно охватить налогами, особенно прямыми; большие масштабы теневой экономики; уклонения от налогов, в том числе и их неуплата на законных основаниях, как следствия политики протекционизма по отношению к частному предпринимательству;

– неудовлетворительное состояние налогового контроля и налогового аппарата, не отвечающая требованиям квалификация и нередкая коррумпированность его кадров.

Слабая фискальная эффективность налогов (а ими в Турции обеспечивается около 85% обычных доходов центрального и около 60% местных бюджетов) в условиях опережающего и непрерывного расширения государственных расходов заставляет правительство широко пользоваться заемными средствами для финансирования хронических дефицитов, величина которых часто в два–три раза превышает установленную международными финансовыми организациями (МВФ и др.) максимально допустимую норму в 3% ВВП. 3

Привлечение внутренних и внешних займов для финансирования бюджетных расходов привело к стремительному росту государственного долга, платежи по погашению основных сумм и процентов по которому превратились в 90–е гг. в основную статью бюджетных расходов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Характеристика проблем, выявленных в результате анализа ипотечного кредитования
В рамках действующей государственной программы ипотечного кредитования воздействие кредитных рисков на бюджетно-налоговую сферу может привести к быстрому превышению объема имеющихся в том или ином регионе ресурсов. В настоящее время региональные агентства продают кредиты федеральному агентству на у ...

Созыв первого собрания кредиторов и окончание процедуры наблюдения
Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных кредиторов. Первое собрание кредиторов должно состояться в срок не позднее десяти дней до даты проведения заседания арбитражного суда, установленной в определении арбитражного суда о пр ...

Действующий механизм налогового регулирования предпринимательской деятельности
Как уже отмечалось нами выше, среди экономических рычагов, при помощи которых государство может воздействовать на формирование рыночной экономики, важная роль отводится налогам, Рыночное развитие любого государства предполагает широкое использование налоговой политики в качестве регулятора важных с ...

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru