Нынешняя налоговая система Турции сложилась в ходе более чем 75–летних преобразований, являвшихся составной частью европеизации политических и социально–экономических институтов, их эволюции из полуфеодальных и шариатских в рыночные и светские.
Турецкие налоги в республиканский период неоднократно подвергались реформированию – некоторые из налоговых реформ явились вехами не только в совершенствовании финансово-бюджетной сферы, но и всего государственного аппарата. Такой по своему содержанию и последствиям была отмена в 1925 г. ашара – феодальной десятины, краеугольного камня шариатской налоговой системы. Не меньшее значение в модернизации и европеизации финансово–экономического хозяйства страны сыграли реформы подоходных налогов, преобразованных в 1949–1950 гг. по западным образцам (за основу были взяты западногерманские подоходный и корпоративный налоги), а в 1985 г. – введение налога на добавленную стоимость (НДС). Эти нововведения сопровождались упразднением устаревших и малоэффективных налогов или же их передачей в распоряжение местных бюджетов. Наконец, в 1998 г. в Турции был принят Закон о налоговой реформе, в определенной мере являющийся итоговым.
Основными целями проводившихся в Турции налоговых преобразований было:
1) общее повышение фискальной эффективности налоговой системы в связи с ростом государственных расходов;
2) использование налогов в качестве инструмента экономического и социального регулирования в соответствии с целями общей стратегии развития (поддержка национального производства, промышленный протекционизм, обеспечение социально–политической стабильности и др.);
3) сближение турецкой налоговой системы с налоговыми системами стран Запада – основных партнеров Турции по внешним экономическим связям, процесс такого сближения начался уже в 19 в. с вовлечением Османской империи в орбиту колониальной политики западноевропейских держав – уже тогда в Турецкую налоговую систему были внедрены некоторые элементы европейских налогов.
Несмотря на существенное осовременивание, турецкая налоговая система в последние десятилетия все менее справлялась со своей главной задачей – мобилизацией денежных средств для финансирования бюджетных расходов. Рост экономического потенциала страны не сопровождался адекватным расширением налоговой квоты (налогового перераспределения ВВП).
Во второй половине 90-х гг. она составляла лишь 15% для налогов центрального бюджета, 18% – с учетом местных налогов и 22% – вместе с выплатами в систему социального страхования. В странах ЕС эти показатели в среднем в два раза выше 1.
Основные причины низкой фискальной эффективности турецких налогов заключаются в следующем:
– главным объективным ограничителем роста налогового перераспределения ВВП в Турции остается невысокий абсолютный и среднедушевой размер последнего – во второй половине 90–х гг. ВВП страны составлял около 190 млрд. долл., а средне–душевой доход 3000 долл. 2, что на несколько порядков меньше, чем в развитых странах с высокой налоговой квотой;
– преобладание в экономике мелкотоварного сектора, доходы которого распылены, слабо поддаются учету и регистрации, их трудно охватить налогами, особенно прямыми; большие масштабы теневой экономики; уклонения от налогов, в том числе и их неуплата на законных основаниях, как следствия политики протекционизма по отношению к частному предпринимательству;
– неудовлетворительное состояние налогового контроля и налогового аппарата, не отвечающая требованиям квалификация и нередкая коррумпированность его кадров.
Слабая фискальная эффективность налогов (а ими в Турции обеспечивается около 85% обычных доходов центрального и около 60% местных бюджетов) в условиях опережающего и непрерывного расширения государственных расходов заставляет правительство широко пользоваться заемными средствами для финансирования хронических дефицитов, величина которых часто в два–три раза превышает установленную международными финансовыми организациями (МВФ и др.) максимально допустимую норму в 3% ВВП. 3
Привлечение внутренних и внешних займов для финансирования бюджетных расходов привело к стремительному росту государственного долга, платежи по погашению основных сумм и процентов по которому превратились в 90–е гг. в основную статью бюджетных расходов.
Бюджетирование в системе управления предприятием
Главное, что делает бюджет необходимым инструментом управления, - это то, что предприятие представляет собой систему. И не просто систему, а систему управляемую. Бюджет - это инструмент управления предприятием. Управление любым предприятием должно быть направлено, прежде всего, на поддержание его о ...
Зарубежный опыт управления финансовыми результатами и повышения
эффективности деятельности предприятия
В условиях рыночной экономики управление финансовыми результатами занимает центральное место в деловой жизни хозяйствующих субъектов. Финансовое состояние характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования, целесообразным их размещением и эффективны ...
Проверка документов
В список документов, подлежащих проверке в первую очередь, должны входить документы, определяющие статус предприятия по налогообложению, по форме собственности, виду и объему имущественной и финансовой ответственности, а также документы, дающие право на льготные налоги либо освобождающие предприяти ...