Финансовая аналитика » Бюджетирование на предприятии » Бюджетирование в системе управления предприятием

Бюджетирование в системе управления предприятием

Страница 1

Главное, что делает бюджет необходимым инструментом управления, - это то, что предприятие представляет собой систему. И не просто систему, а систему управляемую. Бюджет - это инструмент управления предприятием.

Управление любым предприятием должно быть направлено, прежде всего, на поддержание его основного системного свойства - способности выпускать продукт (товар, услугу), причем делать это эффективно. Достигаться при этом должна не только финансовая отдача, но и качественные цели. Управление конкретным предприятием должно быть ориентировано и на эффективное достижение текущей финансовой цели, даже если она не предполагает получения прибыли.

Предприятие реагирует не только на воздействия управляющей системы, но и на внешнюю среду. И если технические системы изначально проектируются с большим запасом прочности и "слушаются" только руководителя, то предприятие не реагировать на изменения внешней среды не может. Более того, значительная доля времени руководителей уходит именно на то, чтобы нейтрализовать негативную реакцию или использовать неожиданно представившиеся возможности.

Внешняя среда поддается управлению в очень малой степени. Собственно, чем сильнее рыночные позиции предприятия, тем в большей степени оно управляет своей внешней средой. Управляющая же система должна быть способна управлять предприятием, одновременно учитывая изменения во внешней среде. Получается, что каждое предприятие действует в условиях комбинации управляемости самого предприятия и ближайших к предприятию подсистем внешней среды. Предприятие может быть полностью управляемо, а может - частично. Внешние системы, соответственно, тоже: могут управляться успешно, а мог "жить собственной жизнью".

Действительно, управление - это последовательное выполнение следующих функций: планирование (определение прогнозных значений ожидаемых результатов, принятие решения); организация; контроль (сопоставление плана с фактом и выявление отклонений); анализ (выяснение причин отклонения факта от плана); регулирование (принятие мер по корректировке отклонений). Если хотя бы одна из перечисленных функций выпадает (не реализуется), то можно сказать, что управление как таковое не состоялось. Если функции управления соединить между собой в логически последовательную цепочку, то в теории управления эта замкнутая цепочка будет называться циклом управления, а ее звенья образуют этапы цикла.

Тем не менее, этапов цикла управления больше, чем функций, потому что некоторые функции для своей реализации требуют более одного шага.

Таким образом, цикл управления более детализирован, нежели простой перечень функций управления, и, если можно так выразиться, более практичен - его легче использовать в реальной практике хозяйствования и управления [8].

Каждой из перечисленных функций управления можно поставить в соответствие определенные этапы цикла управления (табл. 1.1)

Таблица 1.1 Функции управления и этапы цикла управления.

Функции управления

Этапы цикла управления

Целеполагание

Постановка целей предприятия

Принятие решения

Учет

Планирование

Организация

Организация и исполнение планов

Регулирование или контроль сверху

Контроль за исполнением

Учет

"Пронизывает" несколько этапов - планирование, исполнение, контроль и анализ

Обратная связь (контроль снизу)

Анализ, управленческое воздействие на ход исполнения планов и корректировка планов и/или целей

Страницы: 1 2

Это интересно:

Порядок исчисления и сроки уплаты федеральных налогов в бюджет
Организация ООО «РЦН» исчисляет и уплачивает следующие федеральные налоги в бюджет: 1. Налог на прибыль - прямой налог, взимаемый с прибыли организации. Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности организации за минусом суммы установленных вычетов и скидок. ...

Методы формирования финансовой стратегии предприятия
Формализация причинно-следственных связей возникновения кризисных явлений в экономике предприятия и разработка эффективного алгоритма действий по выводу предприятия из кризиса позволит оптимизировать процесс управления деятельностью предприятия[7] и обеспечит эффективное и оперативное решение задач ...

Планирование затрат на предприятии
В современных условиях при разработке планов развития предприятий важное значение приобретает дальнейшее совершенствование методологии планирования — совокупности приемов и способов разработки планов. Основные направления совершенствования методологии планирования: повышение научно-технического и р ...

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru