На протяжении многих столетий определение самого понятия «налог» строилось на основании различных теорий налогообложения. Теоретики финансовой науки, исследуя проблемы налогообложения, на одно из первых мест всегда ставили именно определение налога. Рассмотрим несколько определений данного понятия «налог» в таблице 1.
Таблица 1 – Трактовка налога с различных точек зрения
Источник/ автор |
Определение |
Юридическая точка зрения | |
Понятие налогов во времена СССР, совпадало с точкой зрения К.Маркса, Ф.Энгельса (соч. 2-е изд., т.21, с.171) |
Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственный или местные бюджеты. Возникают с разделение общества на классы появлением государства как «взносы граждан», необходимые «для содержания…публичной власти…»[19, с.258] |
Закон РФ от 27.12.91 N 2118-1 об основах налоговой системы в Российской Федерации первая редакция |
Налог, сбор, пошлина и другой платеж - обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему[3] |
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ |
Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[1] |
Источник/ автор |
Определение |
Экономическая точка зрения | |
Профессор Дробозина Л.А. (Московская экономическая школа) |
Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц[13, с.14] |
Профессор Романовский М.В. (Санкт- Петербургская экономическая школа) |
Налог – один из основных понятий финансовой науки. Налог – это индивидуально безэквивалентное движение денежных средств индивидуума к государству, осуществляемое на основании принуждения со стороны власти, имеющее целью формирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций[10, с.21] |
Профессор Казак А.Ю. (Уральская экономическая школа) |
Общие налоги – налоги, которые вводятся государством для формирования бюджета в целом, где обезличиваются и используются для финансирования тех или иных программ независимо от источника поступления[8, с.282] |
Проанализировав данные точки зрения экономистов и формулировки понятия «налог» в различные этапы формирования Российской Федерации, то можно выявить несколько существенных замечаний к современному официальному понятию налога, указанному в ст. 8 НК РФ (таблица 2).
Таблица 2 – Основные замечания к юридической трактовке налога
№ |
Замечание |
Целесообразность замечания |
1 |
1.В указанной формулировке отсутствует признак того, что данный платёж должен быть законодательно установлен, т.е. взимание налога может осуществляться только на правовой основе, по юридически установленным правилам 2. Отсылка к такому установленному в указанной формулировке признаку, как обязательность, думается, не совсем корректна |
1. Правовой характер налогов является их главным преимуществом перед любыми другими формами обязательных изъятий в бюджетную систему страны или в государственные внебюджетные фонды 2. Понятия «обязательность» и «законность»-не синонимы. Обязательность платежа может быть не только законодательным актом, но и другим нормативным документом, принятым при этом не обязательно законодательным (правительственным) органом власти. Такой документ может быть принят и соответствующим исполнительным органом |
№ |
Замечание |
Целесообразность замечания |
власти. Для введения и уплаты налога необходим исключительно законодательный акт. Это должен быть закон особого рода, дающий право исполнительной власти применять данный налог | ||
2 |
Ограниченный денежный характер налогов |
Денежная форма должна быть и фактически является основной формой уплаты налогов в любой налоговой системе. Она не может быть и на практике не является единственной. Теория и мировая практика не исключают возможности уплаты налога в натуральной форме. Об этом, говориться в соответствующей главе НК РФ. Кроме того, российское (да ин е только российское) налоговое законодательство предусматривает возможность взыскания налога при отсутствии денежных средств. На это, в частности, указывает ст.45 НК РФ, в соответствии с которой налог может быть взыскан с другого (кроме денежных средств) имущества |
3 |
1.В данной формулировке налога допущена явная неточность в определении порядка уплаты налога 2. Согласно положениям НК РФ налоговые органы – основной налоговый контролёр государства, - как известно, не взимают налоги и сборы с плательщиков, а всего лишь контролируют соблюдение налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах |
1.В современных условиях функционирования налоговых систем большинства государств налоги не взимаются государством, как это установлено НК РФ, а уплачиваются плательщиками самостоятельно 2. Таможенные органы в Российской Федерации, как и в большинстве других стран, являются сборщиками налогов, уплачиваемых налогоплательщиками при пересечении границы. Только в этом случае правомерно говорить о взимании налогов с их плательщиков |
4 |
Вызывают особенное сомнение формы взимания налогового платежа как отчуждения принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств |
Подобное отчуждение противоречит принципам свободы собственности, закреплённым конституциями большинства развитых стран, в том числе и России. Например, согласно Конституции РФ лишение имущества может быть произведено только по решению суда; Сам термин «отчуждение», исходя из общепринятого его применения, не совсем совместим с понятием налога, поскольку он трактуется и с юридической, и с общегражданской позиций «как отнимать, отбирать, конфисковать». При этом ни один |
№ |
Замечание |
Целесообразность замечания |
словарь русского языка, ни один энциклопедический или экономический словарь не увязывает термин « отчуждение» с налогом. Ни в одном определении налога, данном как классиками политической экономии, так и виднейшими российскими и зарубежными теоретиками, в том числе и современными, не упоминается термин «отчуждение» | ||
5 |
При определении налога как экономической категории не следует исходить из действующей практики его применения в отдельно взятой стране. В данном случае речь идёт об имеющемся в определении налога указании на то, что налоги взимаются с физических и юридических лиц |
Налоги могут взиматься и (взимаются на практике) не только с этих категорий налогоплательщиков. Обязанность по уплате налога часто возлагается не только на отдельных физических лиц, но и на различные объединения, которые могут и не являться юридическими лицами. |
6 |
Данная дефиниция налога не учитывает один из принципиальнейших признаков налога - регулярность |
Под понятие налога, данное в НК РФ, вполне можно отнести штраф, конфискации и другие формы отчуждения имущества. Они также безвозмездны и при этом поступают в бюджет для обеспечения деятельности государства и муниципалитетов |
7 |
Определённые сомнения вызывает и используемый НК РФ при определении налога термин «платёж» |
Слово «платёж» боле подходит для отношений купли-продажи, поскольку в нём присутствует элемент оплаты каких-либо услуг или благ. Это слово ассоциируется с отношениями возмездности, получения чего-либо взамен |
Бюджетная политика
Важнейшим звеном экономической политики государства является бюджетная политика. В ней отражаются все его финансовые взаимоотношения с юридическими и физическими лицами. Бюджетная политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования (Банк Росси ...
Формирование доходов бюджета
1. Доходы бюджета города Магадана образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных поступлений. 2. К налоговым доходам бюджета города Магадана относятся: - налоговые доходы от местных налогов и сборов, определенные пунктом 1 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Росс ...
Учетная политика для целей налогообложения и ее формирование
С 1 января 2005 года вступила в действие Инструкция по бюджетному учету № 70н, которая предусматривает новые подходы к ведению бухгалтерского учета бюджетными организациями. Переход на новую Инструкцию по ведению бухгалтерского учета бюджетными учреждениями обусловил необходимость разработки и прим ...