Финансовая аналитика » Современная налоговая политика Российской Федерации » Понятие, сущность и классификация налогов

Понятие, сущность и классификация налогов

Страница 4

- воспроизводственного назначения - реализуется посредством платежей; за пользование природными ресурсами, в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы; эти налоги имеют чёткую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.

3.Распределительная (социальная) функция

выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных и перераспределительных отношений[17, с.149].

Направление функции:

а) обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящаяся за пределами рыночного саморегулирования.

б) позволяет перераспределить общественный продукт между различными категориями населения с целью снижения социального неравенства и поддержания социальной стабильности в обществе.

в) обеспечивает на только регулирование фактической величины налоговой нагрузки исходя из уровня доходов различных слоёв населения, но и позволяет в определенной мере компенсировать низкие доходы государственными трансфертами и услугами.

4.Контрольная функция[17, с.150].

Направление функции:

а) обеспечение государственного контроля, за финансово-хозяйственной деятельностью организации и граждан, а также источниками доходов, их легитимностью, и направлениями расходов.

б) оценка соответствия размеров налоговых обязательств и налоговых поступлений, т.е. современности и полноты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей.

Контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора экономики.

в) повышение эффективности реализации других функциональных налогов, в первую очередь через сопоставление налоговых доходов финансовыми потребностями государства – их фискальной функцией.

г) обеспечивается контроль над налоговыми потоками, определяется необходимость реформирования налоговой системы. Непризнание данной функции означает отрицание необходимости организации налогового контроля.

Классификация (или подразделение на группы) изучаемых наукой явлений позволяет свести всё их разнообразие к небольшому числу групп. То же самое относится и к финансовой науке, которая, используя те или иные признаки, определила классификацию налогов.

При разнообразии налогов правильная классификация, устанавливающая их различия и сходства, необходима не только для теории, но и для практики. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, особых административно-финансовых мер.

Классификация налогов позволяет свести всё их многообразие к относительно небольшому числу групп, объединённых каким-либо одним общим характерным признаком. При этом каждый налог, обладающий большим количеством специфических признаков, попадает одновременно в несколько классификационных групп, составленных о разным классификационным признакам. Классифицирующие признаки и соответствующие им классификации налогов схематично представлены на рис.3. Ниже применительно к российской налоговой системе даны соответствующие разъяснения. Подробно рассмотрим классификацию, главных основных налогов, с точки зрения Майбурова И.А.

Классификация налогов по принадлежности к уровню управления[16,с.150]

Подразделяет все налоги на федеральные, региональные и местные.

Имеет: прямой законодательный статус; не только нормативно-правовое, но и существенное практическое значение для решения различных задач налогового федерализма. Основное разграничение заключается в том, каким уровнем управления они устанавливаются и на какой территории они обязательны к уплате. Так, в соответствии со ст. 12 НК РФ[1, ч.2 ст.12]:

- федеральные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ;

- региональные налоги устанавливаются НК РФ и видятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ;

- местные налоги устанавливаются НК РФ и вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов мастного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

К федеральным налогам следует также относить три налога, уплачиваемых в связи с применением специальных налоговых режимов: 1)единого сельскохозяйственного налога; 2)единого налога при применении упрощенной системы налогообложения; 3)единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Влияние лизинга в судостроении на экономику России
Повышенное внимание к лизингу сейчас не случайно. В объявленный курс на модернизацию экономики этот инструмент вписывается идеально. Лизинг считается наиболее эффективным способом обновления и приобретения основных фондов - с его помощью многие предприятия модернизируют и расширяют производство, пр ...

Регулирование отрасли государственными органами управления и основные проблемы отрасли
Главной целью развития металлургической промышленности России, определенной в комплексе мер по развитию отрасли на период до 2011 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2002 № 1228-р, является превращение отрасли в динамично развивающуюся, высокотехнологичную, ...

Экономические основания российского федерализма
Классификации российских регионов по их экономическому положению и перспективам Существенное влияние на положение дел в субъектах Российской Федерации оказало неодинаковое системное проявление кризисных явлений 90-х гг., когда регионы изначально имели разные стартовые экономические условия. В резул ...

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru