При этом, необходимо учитывать, что по одной и той же деятельности должна предоставляться только одна льгота или посредством предоставления прямых льгот, или опосредованно через финансирование из различных фондов. Для этого необходимо четко определить в каком направлении и как развивать малый бизнес.
На мой взгляд, прямые налоговые льготы должны предоставляться именно тем предприятиям, развитие которых определяется структурной политикой государства. Это в первую очередь освобождение от уплаты подоходного налога предприятий, производящих ТИП, предприятий сельского хозяйства, занимающихся производством и переработкой сельхозпродукции, строительных. При этом, конечно необходимо оговорить структуру их дохода с целью прямого льготирования данных видов деятельности, что позволит увеличить объем производства именно этих видов товаров. На мой взгляд, необходимо вернуться к той системе льгот, которая применялась в нашем законодательстве в первые годы становления налоговой системы Республики Казахстан. Субъекты малого предпринимательства работающие в приоритетных направлениях, таких как, производство и переработка сельхозпродукции, производство продовольственных товаров, стройматериалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, строительство объектов жилищного, производственного социального, природоохранного назначения, ремонтно-строительных работ и др., должны освобождаться от уплаты подоходного налога в первые два года работы. При этом выручка от соответствующих видов деятельности должна превышать 70% в общей сумме выручки от реализации продукции (работ и услуг). В третий и четвертый год уплачивать подоходный налог в размере соответственно 25 и 50% от основной ставки, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации. Освобождение от уплаты налога не должно освобождать предприятия от предоставления ежегодных налоговых декларации и других форм отчетности. Льготы должны распространяться только на вновь созданные предприятия малого бизнеса. Мы понимаем, что уязвимым моментом этого предложения является тот факт, что подобная практика льготирования предприятий малого бизнеса имела место в истории нашей налоговой системы. Многие экономисты, а в особенности налоговые работники могут сослаться на неэффективность предложенного механизма и аргументировать его фактами из прежней практики. На наш взгляд, предоставление налоговых каникул вновь созданным предприятиям и применение в последующие годы пониженных ставок, не сработало в 1991-1993 годы в связи с непродуманностью механизма защиты бюджета. В частности, это привело к тому, что многие предприятия закрывались по истечении срока действия льгот, а затем, отдельные из них открывались вновь, как новые предприятия, в других районах и под другим названием.
В нашем же случае, мы предлагаем внести в налоговое законодательство пункт о том, что при прекращении деятельности предприятий после истечения срока льготного налогообложения, сумма подоходного налога подлежит внесению в бюджет в полном размере за весь период его деятельности. Это стимулировало бы предпринимателей к дальнейшей активизации своей деятельности.
Одной из форм льготирования предприятий малого бизнеса могло бы стать предоставление налогового кредита в размере 10% от цен на закупленное и введенное в действие оборудование:
для проведения НИОКР;
для защиты окружающей среды;
для замены оборудования введенного ранее по импорту;
автоматические линии, управляемые ЭВМ;
для создания рабочих мест инвалидов.
Срок возврата кредита должен наступить не ранее чем через 2 года. Срок погашения - не менее пяти лет. Выплачиваемый процент за пользование налоговым кредитом не более официального индекса инфляции.
Безналичный денежный оборот
Безналичный денежный оборот в Российской Федерации характеризуется следующими основными чертами. Предприятия, организации и учреждения, независимо от их организационно-правовой формы, обязаны хранить денежные средства в учреждениях банка на расчетных, текущих, бюджетных счетах. С них осуществляются ...
Содержание понятия «налоговое администрирование» и
«администрирование налога»
В настоящее время термин «налоговое администрирование» применяется бессистемно, отсутствует единое понимание его содержания. В экономической литературе ведётся научная дискуссия о сущности налогового администрирования, его составных элементах, формах и методах организации, роли в развитии налоговой ...
Международные формы расчетов
Международный обмен товарами и услугами немыслим сегодня без участия банков, достижение реального экономического эффекта внешнеэкономических сделок зависит еще и от правильного выбора формы, в которой будут производиться расчеты по контрактам. В международной торговле существует одна базовая дилемм ...