Рентабельность продаж рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции или чистой прибыли к сумме полученной выручки. Данный показатель определяется как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции:
Rпр = Ппр / Впр ∙ 100;
Rпрч = ЧП / Впр ∙ 100,
где Rпр – рентабельность продаж в целом по предприятию, рассчитанная по прибыли от продаж, процентов;
Ппр – прибыль от продаж, руб.;
Впр – выручка от продаж, руб.;
Rпрч – рентабельность продаж в целом по предприятию, рассчитанная по чистой прибыли, процентов;
ЧП – чистая прибыль, руб.
При использовании первой формулы (Rпр) рассчитывается рентабельность продаж как отношение прибыли от продаж, представляющей собой разницу между выручкой от продаж и суммой затрат, которые относятся к реализованной продукции, включая коммерческие и управленческие расходы, к величине выручки от продаж. Рентабельность продаж, выраженная в процентах, отражает уровень прибыльности продаж, или процент прибыли, содержащийся в выручке от продаж. Если результат данной формулы выразить не в процентах, а в копейках, то он покажет, сколько копеек прибыли от продаж получено с каждого рубля выручки от реализации продукции (выручки от продаж).
Расчет рентабельности продаж по чистой прибыли с сохранением в знаменателе показателя "выручка от продаж", как в формуле, правомерен для тех предприятий, в текущей деятельности которых прочая деятельность незначительна. Соответственно чистая прибыль практически отличается от прибыли от продаж только по результатам ее налогообложения. В этом случае рентабельность отразит величину процентов (или копеек в одном рубле) прибыли после налогообложения, содержащуюся в выручке от продаж.
Если же предприятие имеет достаточно развитую прочую деятельность, то чистая прибыль является результатом не только выручки от продаж, но и доходов от прочей деятельности. Следовательно, соотнесение чистой прибыли только с величиной выручки от продаж приводит к завышению истинного значения рентабельности, которую правильнее называть уже рентабельность, которую правильнее назвать уже рентабельностью обычной деятельности.
Рентабельность обычной деятельности можно определить по следующей формуле [11 c. 117]:
R об.д.= ЧП (Впр + Дпр ) ∙100,
где R об.д. – рентабельность обычной деятельности в целом по предприятию, процентов;
Дпр – доходы от прочей деятельности, руб.;
ЧП – чистая прибыль, руб.
В свою очередь чистая прибыль - это сумма прибыли от продаж, прибыли от прочей деятельности за вычетом налога на прибыль. При этом прибыль от прочей деятельности представляет собой разницу между доходами и расходами по прочей деятельности.
ЧП = Ппр + (Дпр – Рпр) – Нпр,
где Рпр – расходы по прочей деятельности, руб.;
Дпр – доходы от прочей деятельности, руб.;
Нпр – налог на прибыль, руб.
Безусловно, при расчете рентабельности продаж в числителе формулы можно использовать маржинальную (валовую) прибыль, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности. Однако, рентабельность продаж по чистой прибыли выступает обобщающим показателем эффективности финансовой и производственной деятельности предприятия. С помощью данного показателя раскрывается удельный вес чистой прибыли в величине выручки от продаж за вычетом косвенных налогов. Иначе говоря, рентабельность продаж по чистой прибыли показывает величину конечного финансового результата (чистой прибыли), получаемого предприятием с каждого рубля реализованной продукции. При наличии у предприятия убытков показатель рентабельности является отрицательным числом и, по существу, должен называться показателем убыточности.
Анализ рентабельности продаж начинается с изучения ее фактического уровня за отчетный (анализируемый) период в сравнении с рентабельностью продаж за предыдущие годы, с данными бизнес-плана, с аналогичным показателем предприятий, выпускающих однородную с анализируемым предприятием продукцию, со средними значениями рентабельности продаж по данным видам деятельности, отраслям хозяйства в отечественной экономике и в других странах.
Меры принуждения, применяемые органами федерального
казначейства к нарушителям бюджетного законодательства
Несоблюдение либо ненадлежащее исполнение установленного Бюджетным Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации признаётся нарушением бюджетного законодательства, ...
Анализ обеспеченности ресурсами
Финансовое планирование – это планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования денежных ресурсов. Целью финансового планирования является обеспечение соответствия между объемом финансовых ресурсов и возрастающими потребностями в них. В процессе финансовог ...
Основные определения и классификация оборотных средств
Оборотные средства - это совокупность денежных средств, авансированных для создания и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения для обеспечения непрерывного процесса производства и реализации продукции. Оборотные средства являются важнейшим ресурсом в обеспечении текущего ф ...