Налоговая система представляет собой инструмент долговременного действия, её формирование должно осуществляться с учетом перспективных тенденций развития экономики. Регулирующая роль налогового инструментария в условиях кризисной экономики далеко не бесспорна, однако ограничивать функции налогов в данный момент только фискальной составляющей вряд ли целесообразно.
Как налоговая система в целом, так и отдельные её агрегаты должны быть сориентированы на стимулирование производственной и деловой активности, а также максимальное высвобождение рыночных регуляторов и предоставление возможности производителям принимать те или иные хозяйственные решения. Одним из важнейших условий преодоления кризиса является стимулирование производственной деятельности. Опыт промышленно развитых государств мира, показывает, что самым убедительным свидетельством экономических успехов страны, города является развитие малого и среднего предпринимательства. Субъекты малого бизнеса - структуры наиболее гибкие для перепрофилирования деятельности и обладают свободой экономического маневра, быстрой оборачиваемостью оборотных средств. Для них характерен короткий инвестиционный период. Малый бизнес ориентирован на конкретного потребителя, может быстро заполнить товарные ниши, активно перемещаться на рынке товаров и услуг, тем самым, успешно конкурировать с монополистами. Во всем мире государственная поддержка малого бизнеса осуществляется посредством предоставления налоговых льгот. При этом имеется в виду не механическое снижение ставок налога, а продуманная система налогообложения, которая стимулировала бы развитие этого сектора экономики. Спектр льгот по налогообложению может быть различным в зависимости от того, какие задачи необходимо решать в первую очередь. На начальном этапе развития налоговой системы, достаточно широко использовались налоговые инструменты для поддержки деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. Так, Закон Республики Казахстан "О налоговой системе в Республике Казахстан" принятый в декабре 1991 года, предусматривал применение льготного режима для малых предприятий. Он заключался во временном освобождении от налога на прибыль, временном снижении налоговых ставок для вновь созданных малых предприятий, кооперативов, крестьянских и фермерских хозяйств. Эти годы характеризуются значительным ростом количества кооперативов и малых предприятий. Однако, механизм предоставления льгот не был достаточно отработан, и прежде всего не были заложены конкретные меры для защиты интересов бюджета, В связи с этим, многие льготы были отменены.
Это сразу же отразилось на развитии малого бизнеса. Если в начале 90-х годов, когда малым предприятиям предоставлялись льготы по налогам число их быстро увеличивалось и к концу 1993 года достигло 16119 со средней численностью работающих - 200 тыс. человек, то к началу 1995 года количество малых предприятий составило 11500 с численностью работающих до 150 тыс. человек . Причем число малых предприятий занятых производством тип стало уменьшаться с одновременным увеличением предприятий занимающихся коммерческой деятельностью. Если в начале 2009 года последние составляли 20% от общего количества малых предприятий, то в 2010 году они составили 25%, в 2011 году 37,2%, в 2012 году - 38,1% от общего числа малых предприятий.
Исследования экономистов, а также опрос мнения бизнесменов работающих в сфере малого предпринимательства позволяет сделать вывод о том, что одним из основных факторов тормозящих развитие производственных предприятий малого и среднего бизнеса является высокий уровень налогообложения. Как уже анализировалось в предыдущей главе данной дипломной работы, на сегодняшний день, предприятия малого бизнеса уплачивают в бюджет все виды налогов: подоходный налог, НДС, налог на имущество, транспортный, земельный налоги и другие предусмотренные законодательством обязательные платежи. Практически все они уплачиваются из полученного дохода и это создает тяжелые финансовые затруднения для их развития, что усугубляется еще и отсутствием действенного кредитного механизма поддержки развития малого бизнеса, неразвитостью рыночной инфраструктуры. Создание финансовых институтов требует разработки и принятия определенных законов, что сопряжено со временем. Поэтому первым шагом к реализации программы развития и поддержки малого и среднего бизнеса, на наш взгляд, должно стать предоставление налоговых льгот и применение других инструментов налогового регулирования. Применение налоговых льгот не должно ограничиваться лишь снижением ставок по одному, например, подоходному налогу. Требуется разработка системы налогообложения, которая предусматривала бы комплекс различных форм и методов налогового регулирования. Это возможно путем налоговых льгот, а также опосредованно, через различные другие финансовые институты. Думается, что сочетание первого и второго методов налогового регулирования способствует, во-первых, созданию условия для оживления предпринимательской активности в сфере малого и среднего бизнеса, а во-вторых формированию и развитию институтов рыночной инфраструктуры.
Государственный долг в настоящее время
Стремительный рост внешнего долга в 80-90-х годах вызвал волну дискуссий, связанных с проблемой управления госдолгом. Ошибочная экономическая политика последних советских и первых российских правительств в части внешних заимствований, а также принятие Россией на себя финансовых обязательств СССР су ...
Распределение и использование прибыли
Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей организации, так и формирование доходов бюджетов РФ. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности произ ...
Понятие, значение и классификация основных фондов
Основные фонды являются наиболее значимой составной частью имущества предприятия и его внеоборотных активов. Основные средства – это основные фонды, выраженные в стоимостном измерении. Основные средства – это средства труда, которые неоднократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при э ...