*FXJSC (UK), Semi-Annual Foreign Exchange Volume Survey. October 2008
** Рассчитано по данным Банка России за октябрь 2008 года
В целом можно отметить, что по структуре российский валютный рынок постепенно приближается к развитым рынкам. Если в сегменте операций доллар–рубль, в большей степени обеспечивающих обмен экспортной выручки, доля операций своп (30–33%) пока отстает от мирового уровня (более 50%), то в секторе «евро» пропорции близки к мировым – объемы операций спот и своп примерно равны.
Таблица 2.3.*
Структура оборота российского валютного рынка по видам операций в валютных парах в декабре 2008 г., %
Вид операции |
Российский рынок ( в среднем) |
Доллар/рубль |
Евро/рубль |
Евро/доллар |
Прочие валюты |
Операции своп |
59,5 |
64,7 |
44,8 |
5,5 |
49,1 |
Валютные свопы |
37,1 |
32,6 |
46,5 |
45,7 |
48,1 |
Форвардные сделки |
3,4 |
2,8 |
8,7 |
3,8 |
2,8 |
*рассчитано по данным Банка России за декабрь 2008 г.
Изменение курсовой динамики основных валют внесло существенные коррективы в поведение инвесторов и структуру валютных операций.
В 1999 г. вклады в валюте составляли порядка 30% всех депозитов населения, а в первом полугодии 2008 г. их доля снизилась до 13%. По счетам предприятий удельный вес валютных депозитов за 10 лет снизился с 90 до 40%. Однако финансовый кризис и рост волатильности курсов вновь привели к увеличению интереса предприятий и населения к валютным активам и конверсионным операциям. В конце прошлого года валютные депозиты населения опять приблизились к 20% всех вкладов, а в январе 2009 г. уже достигли 26,7%. Новый виток «валютизации» активов российских экономических контрагентов поддержал обороты валютного рынка, определил рост доли сделок с рублем в общем объеме межбанковских валютных операций.
Рис.2.1. Доля сделок с рублём в общем обороте межбанковских кассовых конверсионных операций
До кризиса операции конвертации долларовой экспортной выручки в евро не требовали выхода на российский внутренний рынок и осуществлялись при помощи зарубежных банков. Как следствие, в большинстве сделок евро/доллар одним из контрагентов выступал банк-нерезидент. С углублением кризиса многие иностранные банки ограничили операции с российскими контрагентами, что предопределило дополнительный спрос на операции доллар/рубль и евро/рубль на внутреннем рынке.
С осени 2008 г. на российском межбанковском рынке наблюдалось резкое сокращение операций евро/доллар. При общем снижении оборотов межбанковского валютного рынка на 37% в IV квартале (по сравнению с III кварталом) объем операций евро/доллар упал на 56% (с 32,3 до 14,4 млрд дол. в день). Соответственно, доля операций евро/доллар (характерных для трансграничных операций с нерезидентами) в разгар кризиса снижалась на межбанковском валютном рынке до 20%, а удельный вес сделок с прочими валютами (не входящими в бивалютную корзину) – до 4 – 5%.
Таблица 2.4.*
Структура межбанковского валютного рынка по валютным парам, %
2005 |
2006 |
2007 |
I кв. 2008 |
II кв. 2008 |
III кв. 2008 |
IV кв. 2008 |
Январь-февраль2009 | |
Доллар/рубль |
72,2 |
64,9 |
52,1 |
49,9 |
57,2 |
59,9 |
69,7 |
56,4 |
Евро/рубль |
0,8 |
1,6 |
1,7 |
1,4 |
1,8 |
2,3 |
4,6 |
11,2 |
Евро/доллар |
18,9 |
24,4 |
29,2 |
31,2 |
29,5 |
29,1 |
20,6 |
28,3 |
Прочие |
8,1 |
9,1 |
17,0 |
17,4 |
11,5 |
8,7 |
5,1 |
4,0 |
Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты
Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы. Бюджет субъекта РФ – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджеты субъектов РФ – один из главных каналов ...
Проведение проверок результативности бюджетных расходов главных
распорядителей бюджетных средств
Проверки результативности бюджетных расходов главных распорядителей бюджетных средств, осуществляемые подразделением аудита главных распорядителей бюджетных средств, являются действиями, направленными на выявление и устранение причин, снижающих результативность бюджетных расходов главных распорядит ...
Счетная палата Российской Федерации как высший орган государственного
финансового контроля
Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета в Конституции Российской Федерации (ст. 101-103) предусмотрено создание Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации такого внешнего по отношению к исполнительной власти контролирующего органа как ...