В настоящее время в России развернулись оживленные дискуссии о целесообразности инфляционного таргетирования, которое уже в какой-то степени используется ЦБ РФ, однако весьма неэффективно. В этой связи интересен опыт именно развивающихся стран.
Среди развивающихся стран Чили первой прибегла к инфляционному таргетированию. Прежде чем провести таргетирование инфляции, в Чили провели несколько подготовительных мероприятий. В 1989 г. был разработан новый Закон о Центральном банке Чили, вступивший в силу в 1990 г. Закон наделил центральный банк независимостью и сделал одной из его конечных целей ценовую стабильность. Была достигнута сбалансированность налогово-бюджетной политики: с 1991 по 1997 г. государственный бюджет сводился с профицитом. После череды банковских кризисов в 80-х годах были введены новые стандарты банковского регулирования и надзора, по качеству сопоставимые со стандартами промышленно развитых стран. На инфляционные ориентиры стали полагаться только после успешного начального сокращения инфляции.
В результате снижения инфляции с двухзначных до однозначных цифр инфляционный ориентир приобрел статус цели денежно-кредитной политики. Антиинфляционная политика была разбита на два этапа: первый этап состоял в сокращении инфляции, второй – в удержании её на постоянном уровне. Официальный переход произошел только на втором этапе в 1999 г. Помимо инфляционного ориентира проводился мониторинг и таргетировалось несколько показателей:
– гэп между фактическим и потенциальным ВВП, который отражал текущий и проектный деловой цикл;
– гэп в совокупных доходах и расходах (или дефицит текущего счета платежного баланса);
– темп прироста ВВП, безработицы, а также реальной и номинальной заработной платы;
– денежное предложение и временная структура рыночных процентных ставок;
– бюджетный дефицит.
Кроме того, был введен жесткий контроль над движением капитала, действовавший на протяжении всех 90-х годов. Это позволило снизить волатильность иностранных инвестиций, увеличить их срок, сделало страну более защищенной от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры.
Что касается использования инфляционного таргетирования для управления инфляцией в России, то на наш взгляд, ЦБ РФ пока не может его эффективно использовать ввиду невыполнения следующих условий: во-первых, независимость ЦБ РФ носит по-прежнему во многом формальный характер; во-вторых, не достигнуты открытость и транспарентность денежно-кредитной политики; в-третьих, согласно исследованиям, до сих пор отсутствует доверие к денежным властям; в-четвертых, инструментарий денежно-кредитной политики ЦБ РФ не способен обуздать инфляцию, которая в РФ носит немонетарный характер.
Интересным для России является и опыт Японии, с точки зрения, развития внутреннего производства. Японская модель базировалась на следующих основных принципах. Во-первых, это примат задач развития производства над другими задачами, в том числе над финансовой стабилизацией, а также отказ от слепого следования законам так называемого свободного рынка (например, отказ от рекомендаций послевоенной Японии ориентироваться, при отсутствии у неё собственного сырья и наличия мощной квалифицированной рабочей силы, прежде всего, на развитие трудоемких отраслей).
Так, сразу после окончания войны Япония оказалась перед дилеммой: либо целиком сосредоточиться на преодолении тогдашней гиперинфляции, либо первоначально сосредоточить усилия на восстановлении разрушенного войной производства. Японское правительство выбрало второй путь. Восстановление производства проводилось путем предоставления последнему дешевых и целенаправленных кредитов особенно через образованный в 1947 г. Банк по финансированию восстановления (при угрозе жестких санкций предприятиям в случае не целевого использования кредитов). В результате к 1949 г., году проведения «шоковой терапии», японское промышленное производство по различным отраслям было восстановлено на 80–100%, В последующие годы японское государство играло огромную роль в проведении такой инвестиционно-структурной политики, которая способствовала формированию всего спектра отраслей, присущих индустриально-развитым странам, с все большим упором на приоритетное развитие наукоемких производств.
Прибыль как важнейший показатель эффективности работы предприятия
Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесс ...
Вопросы, решаемые в ходе
предпроверочного анализа
Предпроверочный анализ информации позволяет максимально экономить силы и время при непосредственном проведении проверки и обеспечивает высокую эффективность и результативность ее проведения. На этом этапе производится выявление сфер финансово-хозяйственной деятельности подлежащего проверке налогопл ...
Характеристика инвестиционного потенциала экономики
Инвестиционный потенциал экономики характеризуется рядом показателей, количественных и качественных. Оценка с количественной стороны показывает возможные поступления инвестиций в экономику страны из основных источников инвестирования. Такая характеристика должна отражать объемы инвестиций в основны ...