Ответственность, предусмотренная Налоговым кодексом. В зависимости от субъекта, совершившего противоправные деяния, Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) установлены следующие виды ответственности:
· для налогоплательщиков - за нарушение процедурных мероприятий, порядка исчисления и уплаты налогов;
· для налоговых агентов - за нарушение порядка удержания и перечисления в бюджет налогов;
· для свидетелей, экспертов, переводчиков, специалистов - за отказ от участия в проверке, дачу заведомо ложной информации;
· для банков - за неисполнение или несвоевременное исполнение платежных документов налогоплательщиков.
В соответствии с п.1 ст.114 НК РФ мерой ответственности за налоговые правонарушения выступает налоговая санкция, которая устанавливается только в форме штрафа.
Налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности, то есть большая по размеру санкция не вытесняет меньшую, как, например, в случае уголовной ответственности. Если виновным лицом совершенно несколько правонарушений, то санкции по ним суммируются. Размеры штрафа определены положениями НК РФ в твердой сумме или в процентах от определенной величины. Штраф может быть уплачен добровольно, в противном случае - взыскан с налогоплательщика в принудительном порядке только по решению суда, вступившему в законную силу.
Срок исковой давности взыскания налоговых санкций в соответствии с п.1. ст.115 НК РФ не должен превышать шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
Указанный срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом.
За несвоевременное перечисление налогов и сборов налогоплательщик должен заплатить пени. Порядок взыскания пеней определяется ст.75 и 133 НК РФ. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязательства по уплате налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка РФ. При этом налоговое законодательство не рассматривает пеню в качестве меры ответственности, а относит ее к способу обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Примеры видов правонарушений:
· нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе;
· невыполнение налоговым агентом своей обязанности: неправомерное неперечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению;
· непредставление банком справок по операциям и счетам в налоговый орган;
· несоблюдение порядка распоряжения имуществом, на которое наложен арест.
Административная ответственность.
Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ (п.4 ст.108 НК РФ). Административная ответственность - форма юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершенное ими административное правонарушение, предусмотренная Кодексом РФ о административных правонарушениях ( КоАП). Этот вид ответственности предполагает уплату штрафа.
Отдельные налоговые правонарушения наказуемы в рамках как Налогового кодекса, так и Кодекса об административных правонарушениях. По таким нарушениям налоговые органы вправе принять решение о штрафе, но они не могут налагать административные санкции на руководителей организации за допущенные налоговые нарушения, указанные в КоАП. В этом случае налоговые органы имеют право составить протокол о выявленных ими нарушениях.
Полномочия по наложению административных штрафов на виновных лиц относятся к компетенции районного или мирового судьи.
Кодексом об административных нарушениях определены основания для применения административной ответственности. Перечень налоговых нарушений, за которые виновные лица привлекаются к административной ответственности, приведен ниже.
Продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг при отсутствии установленной информации об изготовителе или продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники влечет наложение штрафа в размере:
· на граждан- от 1500 до 2000 руб;
· на должностных лиц- от 3000 до 40 000 руб;
· на юридических лиц- от 30 000 до 40 000 руб. ( ст.14.5 КоАП).
Осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходование ( неполное оприходование) в кассу денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение штрафа в размере:
· на должностных лиц- от 4000 до 5000 руб;
· на юридических лиц- от 40 000 до 50 000 руб. ( ст.15.1 КоАП).
Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда ( при этом деятельность организация не вела) влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб. ( п.1. ст.15.3 КоАП).
Показатели эффективности использования оборотных средств
Эффективное использование оборотных средств играет большую роль в обеспечении нормальной работы предприятия, в повышении уровня рентабельности производства. Степень эффективности использования оборотных средств характеризуется следующими основными показателями: коэффициент оборачиваемости; длительн ...
Методика диагностики кризисных ситуаций и
мероприятия по финансовому оздоровлению
В современных условиях владельцы бизнеса должны предъявлять более жесткие требования к эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Для этого предприятие должно четко представлять свою стратегию и тактику поведения, направленную на избежание кризисных ситуаций. Этого невозможно добиться без ...
Регулирование отрасли государственными органами управления и основные
проблемы отрасли
Главной целью развития металлургической промышленности России, определенной в комплексе мер по развитию отрасли на период до 2011 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2002 № 1228-р, является превращение отрасли в динамично развивающуюся, высокотехнологичную, ...