Государственное регулирование экономики может осуществляться посредством как денежно-кредитной политики, так и бюджетно-налоговой, или фискальной политики.
Бюджетно-налоговая политика основывается на формировании государственного бюджета через систему налогообложения, а также на манипулировании государственными расходами для достижения основных макроэкономических целей, таких как рост занятости, производства, снижение темпов инфляции.
Основными инструментами бюджетно-налоговой политики являются государственные расходы и налогообложение. Государство может осуществлять воздействие на экономику посредством изменения государственных расходов или налогообложения.
Центральным понятием бюджетно-налоговой политики является государственный бюджет, являющийся важным звеном в финансовой системе. Он объединяет такие понятие, как налогообложение, государственные расходы и государственный кредит. Но это не просто финансовый документ, утвержденный в качестве закона. Именно вокруг бюджета государства организована вся финансовая система в целом, а также финансовое планирование и прогнозирование, осуществляемое на основе проводимой государством финансовой политики. Посредством государственного бюджета происходит мобилизация денежных средств и их распределение.
В современной экономической литературе не возникает разногласий по поводу определения понятия государственный бюджет. Специалисты в области экономики и финансов сходятся во мнении, что государственный бюджет является основным финансовым планом государства, где происходит формирование денежных средств и их последующее расходование на нужды государства. Так, по мнению Акперова И.Г. государственный бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. С ним соглашается и Борисов Е.Ф., определяющий государственный бюджет как роспись (смету, баланс) денежных доходов и расходов государства.
Бюджет государства состоит из расходной и доходной частей, которые в разных странах имеют свои особенности.
Доходная часть государственного бюджета в основном базируется на поступлении налогов, являющихся обязательными платежами юридических и физических лиц в пользу государства. Именно в процессе поступления налогов в государственный бюджет формируется та финансовая база, которая позволяет государству выполнять свои главные функции. Основные налоги, обеспечивающие поступление денежных средств в государственный бюджет, законодательно закреплены за ним. К таким налогам относятся:
1). Подоходный налог с населения;
2). Налог на прибыль корпораций;
3). Налог на добавленную стоимость;
4). Акцизы, таможенные пошлины.
Сущность налогов в полной мере отражается через такую форму как денежные взносы граждан, необходимые для содержания аппарата власти. Минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на выполнение его основных функций. Манипулирование налогами и налоговыми льготами позволяет оказывать существенное воздействие на динамику и структуру экономики, на капиталовложения и занятость, осуществление социальной политики, обеспечение соответствующего распределения доходов и богатства. Налоговая политика может устранять и сглаживать присущие рынку дефекты, стихийно складывающиеся пропорции между сбережениями и инвестициями, доходностью различных сфер хозяйства.
Различают множество видов налогов, среди которых выделяют три большие категории: налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы; налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе и отчисления от заработной платы на социальное страхование; налоги на собственность, включая разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также на наследство. Кроме того, налоги классифицируют как прямые и косвенные. Косвенные налоги представляют собой налоги на товары и услуги, в то время как прямые налоги – это налоги, непосредственно взимаемые с организаций и индивидуумов. К косвенным налогам относятся налоги с продаж и тарифы, а к прямым – подоходный налог и налог с имущества.
Особенности потребительского кредитования за рубежом
В период после второй мировой войны банки стали основными кредиторами на рынке потребительского кредита. Господствующее положение банков частично является следствием того, что они во все большей степени заинтересованы в привлечении средств отдельных лиц и семей, которые являются основным источником ...
Актуальные проблемы повышения эффективности государственного финансового
контроля
Одним из важнейших условий повышения эффективности работы органов государственного финансового контроля является своевременное обеспечение необходимой законодательно - нормативной базой, а также конструктивная поддержка высших органов государственной власти не на словах, а на деле. Ведь до сих пор ...
Анализ расходной части бюджета Пенсионного Фонда РФ
Согласно данным таблицы 2, расходная часть бюджета Пенсионного Фонда РФ имеет стабильную положительную динамику в среднем 122,95 %. Расходы ПФР на 2004 г. составили 0,93 трлн. руб., на 2005 г. – 1,2 трлн. руб., на 2006 – 1,5 трлн. руб., а на 2007 – уже 1,7 трлн. руб. И включает следующие основные р ...