Элементы оборотного каптала непрерывно переходят их сферы производства в сферу обращения и вновь возвращаются в производство. Часть оборотного капитала постоянно находится в сфере производства (производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция на складе и т.д.), а другая часть - в сфере обращения (отгруженная продукция, дебиторская задолженность, денежные средства, ценные бумаги и т.д.). Поэтому состав и размер оборотных средств предприятия обусловлены не только потребностями производства, но и потребностями обращения.
Отдельные части оборотных средств имеют различное назначение и по-разному используются в производственно-хозяйственной деятельности, поэтому они классифицируются по следующим элементам [7. C.12]:
1. Производственные запасы (сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо, тара, запасные части, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы).
К производственным запасам, например, на перерабатывающих предприятиях АПК относят сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты, требующие затрат живого труда для превращения их в готовую продукцию, вспомогательные материалы, которые либо придают продукции необходимые свойства (соль, сахар, ароматические вещества и т.д.) или товарный вид (клей, упаковочный материал), либо служат для ухода за техникой и проведения химических анализов (смазочные материалы, краски, химикаты), топливо и горючее, тара (ящики, бочки, банки, мешки).
По способу использования тара делится на оборотную (бутылки, банки, бочки, ящики) и разовую (бумажные и полиэтиленовые пакеты, картонные коробки), по роли в производственном процессе - на тару для затаривания сырья и для готовых изделий, по месту изготовления - на тару собственного изготовления и покупную, по отражению в бухгалтерских документах - на отражаемую в счетах "Сырье и материалы", "Тара" и "Готовая продукция".
Таким образом, производственные запасы представляют собой, с одной стороны, вещественные факторы производства, а с другой - денежное выражение стоимости товарно-материальных ценностей, которые участвуют в процессе производства продукции или находятся на складе для обеспечения его непрерывности.
2. Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства. К незавершенному производству относят ту продукцию, которая на момент расчета находится на какой-либо стадии изготовления. Из этого следует, что в этот запас включается в том или ином объеме стоимость товарно-материальных ценностей, а также количество труда, затраченное на их изготовление, потребленная электроэнергия, вода и т.д.
Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления - это детали, узлы и изделия, не прошедшие всех стадий обработки, сборки и испытаний, укомплектования и приемки, а также предметы труда, изготовление которых полностью закончено в одном цехе, и подлежат дальнейшей обработке в других цехах того же предприятия.
3. Расходы будущих периодов. Оборотные фонды (п.1 + п.2 + п. З).
4. Готовая продукция на складах. В запасы готовой продукции включается стоимость товаров, законченных в производстве и готовых к реализации, а также остатков готовой продукции, находящейся на складе. Как правило, готовая продукция определенное время находится на складе, где комплектуется и упаковывается, а затем отгружается потребителю.
Бюджетирование в системе управления предприятием
Главное, что делает бюджет необходимым инструментом управления, - это то, что предприятие представляет собой систему. И не просто систему, а систему управляемую. Бюджет - это инструмент управления предприятием. Управление любым предприятием должно быть направлено, прежде всего, на поддержание его о ...
Прибыль как важнейший показатель эффективности работы предприятия
Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесс ...
Факторный анализ прибыли предприятия
Многообразие воздействия на прибыль внешних и внутренних факторов диктует необходимость их систематизации. К внешним факторам относятся: - рыночно-конъюнктурные факторы (повышение конкурентоспособности в оказании услуг, организация эффективной рекламы новых видов товаров); - уровень развития внешне ...