Финансовая аналитика » Российский бюджетный федерализм и его взаимосвязь с центральными и региональными уровнями власти » Сущность бюджетного федерализма

Сущность бюджетного федерализма

Страница 1

Распределение денежных доходов

и расходов

страны между федеральным бюджетом

, бюджетами субъектов

федерации и муниципальными бюджетами

с учетом источников поступлений средств и расходов для удовлетворения потребностей федерального, субфедерального и муниципального уровней.

Это многоуровневая бюджетная система

государства, при которой каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом

и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий.

Данный термин употребляется не только в отношении государств

, имеющих федеративное устройство, но и в отношении унитарных государств

, поскольку характеризует главным образом экономический аспект межбюджетных отношений. Бюджетный федерализм в странах с федеративным устройством имеет определенную специфику и представляет собой форму функционирования бюджетной системы, которая базируется на соблюдении следующих основных принципов:

1)

равноправие всех членов федерации

в их финансовых взаимоотношениях с центром, допускающее при определенных условиях выбор того или иного типа взаимоотношений членов федерации с центральным бюджетом при соблюдении законодательно установленных режимов этих отношений;

2)

разграничение сфер деятельности и ответственности между федеративным центром и членами федерации, т.е. фактическое разграничение сфер финансированиярасходов за счет бюджетов того или иного уровня; при этом может иметь место устанавливаемое законодательно как наличие права финансировать какие-либо расходы вне пределов компетенциитого или иного уровня власти, так и отсутствие такого права;

3)

самостоятельность бюджетов различных уровней, предполагающая, что каждый из них имеет самостоятельные источники финансирования и право самостоятельно принимать решения о направлениях использования бюджетных средств. При этом может иметь место как закрепление тех или иных объектов налогообложенияза центром или членами федерации, так и наличие права центра и членов федерации на налогообложение

одних и тех же объектов.

Таблица 1. Теоретическое представление о распределении расходных полномочий и функций между уровнями бюджетной системы

Статья расходов, функция

Политика, стандарты и контроль

Осуществление управления

Комментарии

Оборона

Ф

Ф

Выгоды и издержки общенационального масштаба

Международные отношения

Ф

Ф

-//-

Природные ресурсы

Ф

Ф,Р,М

Способствует развитию внутреннего рынка

Окружающая среда

Ф,Р,М

Р,М

Возможны выгоды и издержки общенационального, регионального или местного масштаба

Промышленность и сельское хозяйство

Ф,Р,М

Р,М

Значительные межрегиональные внешние эффекты

Образование

Ф,Р,М

Р,М

Трансферты

в “натуральной” форме

Здравоохранение

Ф,Р,М

Р,М

-//-

Социальное обеспечение

Ф,Р,М

Р,М

-//-

Страницы: 1 2

Это интересно:

Бюджет республики Башкортостан на 2012 год
Выступление министра финансов Республики Башкортостан Р.С. Хисматуллиной на заседании Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан "О проекте Закона Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан на 2012 год"". Законопроект "О бюджете Республики ...

Характеристика элементов водного налога
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, к ...

Совершенствование налога на прибыль организаций
Изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее по тексту – Кодекс) в 2008 году, предусматривали следующее: - начиная с 1 января 2009 года, ставка налога на прибыль организаций снижена с 24 процентов до 20 процентов; - в четвертом квартале 2008 года, вопреки общему правилу и не ...

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru