Финансовая аналитика » Российский бюджетный федерализм и его взаимосвязь с центральными и региональными уровнями власти » Сущность бюджетного федерализма

Сущность бюджетного федерализма

Страница 1

Распределение денежных доходов

и расходов

страны между федеральным бюджетом

, бюджетами субъектов

федерации и муниципальными бюджетами

с учетом источников поступлений средств и расходов для удовлетворения потребностей федерального, субфедерального и муниципального уровней.

Это многоуровневая бюджетная система

государства, при которой каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом

и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий.

Данный термин употребляется не только в отношении государств

, имеющих федеративное устройство, но и в отношении унитарных государств

, поскольку характеризует главным образом экономический аспект межбюджетных отношений. Бюджетный федерализм в странах с федеративным устройством имеет определенную специфику и представляет собой форму функционирования бюджетной системы, которая базируется на соблюдении следующих основных принципов:

1)

равноправие всех членов федерации

в их финансовых взаимоотношениях с центром, допускающее при определенных условиях выбор того или иного типа взаимоотношений членов федерации с центральным бюджетом при соблюдении законодательно установленных режимов этих отношений;

2)

разграничение сфер деятельности и ответственности между федеративным центром и членами федерации, т.е. фактическое разграничение сфер финансированиярасходов за счет бюджетов того или иного уровня; при этом может иметь место устанавливаемое законодательно как наличие права финансировать какие-либо расходы вне пределов компетенциитого или иного уровня власти, так и отсутствие такого права;

3)

самостоятельность бюджетов различных уровней, предполагающая, что каждый из них имеет самостоятельные источники финансирования и право самостоятельно принимать решения о направлениях использования бюджетных средств. При этом может иметь место как закрепление тех или иных объектов налогообложенияза центром или членами федерации, так и наличие права центра и членов федерации на налогообложение

одних и тех же объектов.

Таблица 1. Теоретическое представление о распределении расходных полномочий и функций между уровнями бюджетной системы

Статья расходов, функция

Политика, стандарты и контроль

Осуществление управления

Комментарии

Оборона

Ф

Ф

Выгоды и издержки общенационального масштаба

Международные отношения

Ф

Ф

-//-

Природные ресурсы

Ф

Ф,Р,М

Способствует развитию внутреннего рынка

Окружающая среда

Ф,Р,М

Р,М

Возможны выгоды и издержки общенационального, регионального или местного масштаба

Промышленность и сельское хозяйство

Ф,Р,М

Р,М

Значительные межрегиональные внешние эффекты

Образование

Ф,Р,М

Р,М

Трансферты

в “натуральной” форме

Здравоохранение

Ф,Р,М

Р,М

-//-

Социальное обеспечение

Ф,Р,М

Р,М

-//-

Страницы: 1 2

Это интересно:

Экономическая сущность финансов бюджетных учреждений
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации ст. 161 БК Бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально- культурных, научно-технических или иных функций н ...

Анализ рентабельности
Для обобщающей оценки эффективности деятельности предприятия в рыночных условиях используется показатели рентабельности. ОАО «ГМК Норильский Никель» предоставляет консолидированные отчеты по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), поэтому все значения представляются в млн.долларов СШ ...

Совершенствование бюджетной политики
С 2006 г. в процессе реформирования местного самоуправления, осуществления изменений бюджетного законодательства на смену одноуровневой системы муниципального управления пришла двухуровневая система. Финансово-бюджетное положение Вологодского района в условиях двухуровневой системы самоуправления о ...

Главные категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru