На образовательные цели из консолидированного бюджета РФ в 2012 г. Было направлено 659 млрд. руб., или 13% общих расходов. Из них на федеральный бюджет приходится лишь 20%, а на территориальные бюджеты 80%, в том числе на региональные бюджеты 21% и на местные 59% всех общегосударственных расходов на образование.
Расходы на образование и подготовку кадров – самый крупный раздел расходов территориальных бюджетов. Их доля в консолидированных бюджетах субъектов РФ превышает 17%. Особенно велика их доля в местных бюджетах – более 30%. В расходах региональных бюджетов она составляет примерно 7%.
Из общей суммы расходов территориальных, бюджетов выделяемых на образование, наибольшая доля (62%) направляется на содержание образовательных учреждений, на втором месте дошкольные учреждения – 18%,на подготовку кадров выделяется 8%, в том числе по 3% на начальное и среднее профессиональное образование и 1% на высшее профессиональное образование. Подавляющая часть средств (97%) направляется на текущее содержание учебных заведений. Лишь примерно 3% средств используются на капитальные вложения.
Кроме бюджетных средств, которые являются в настоящее время превалирующем источником финансирования образовательных заведений, используются личные средства граждан, платящих за образовательные услуги, предоставляемые государственными, муниципальными и частными учебными учреждениями.
Привлечение внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль регламентировано серией законодательных актов, среди которых кроме Федерального закона «Об образовании» можно выделить Федеральные законы «Об общественных объединениях и общественных организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О некоммерческих организациях» и ряд других.
В свою очередь и государственные учреждения могут самостоятельно осуществлять выбор образовательных программ, предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе. Таким образом, привлечение дополнительных источников на цели образования осуществляется путем:
- предпринимательской деятельности самого образовательного учреждения;
- взаимодействия с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительную деятельность в пользу образовательного учреждения, либо выступать спонсорами.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» платными могут быть только те образовательные услуги, которые не предусмотрены основными для данного учреждения программами, финансируемыми из бюджета.
Оказание дополнительных платных образовательных услуг возможно лишь при наличии в образовательном учреждении лицензии, программы с календарно-тематическим планированием занятий, утвержденных руководителем образовательного учреждения, согласованных с соответствующим региональным научно-методическим центром, находящимся в ведении учредителя на право занятия соответствующим видом деятельности.
Средства, полученные образовательным учреждением от оказания дополнительных услуг, относятся к внебюджетным источникам образовательного учреждения и расходуются в соответствии с Положением об использовании внебюджетных средств. Решение вопросов о направлении расходования внебюджетных средств возложено на представительный орган образовательного учреждения. В его состав входят: совет образовательного учреждения, Попечительский совет или другие структуры, действующие в соответствии с Уставом образовательного учреждения.
Для предоставления дополнительных платных образовательных услуг необходимо должным образом документально оформить указанный процесс.
Денежные средства, поступающие за предоставленные услуги в наличной форме, перечисляются на соответствующие счета образовательного учреждения.
Федеральный норматив выступает показателем минимальной стоимости реализации государственного стандарта образования в расчете на одного обучающегося в год. Этот механизм финансирования образовательных учреждений призван обеспечить прозрачность финансовых потоках на всех уровнях; содействует развитию межбюджетных отношений системе образования, а также эффективному использованию бюджетных средств.
Характеристика проблем, выявленных в результате анализа ипотечного кредитования
В рамках действующей государственной программы ипотечного кредитования воздействие кредитных рисков на бюджетно-налоговую сферу может привести к быстрому превышению объема имеющихся в том или ином регионе ресурсов. В настоящее время региональные агентства продают кредиты федеральному агентству на у ...
Финансовая система, ее звенья
По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую ...
Методы, формы и виды регулирования
Схема № 1 Система регулирования По мнению ряда исследователей рыночной и переходной экономики, в рыночной экономике преобладают экономические, а не административные регуляторы. Финансово-кредитная система представляет богатый арсенал финансовых и денежно-кредитных регуляторов государственного регул ...