В число важнейших принципов федеративных отношений входят принципы верховенства федеральной Конституции по отношению ко всем иным правовым актам, принимаемым как федеральными, так и региональными органами власти, а также приоритета федеральных законов над законодательством субъектов Федерации.
Эти принципы, с одной стороны, закрепляют единство правопорядка на всей территории России, с другой - сохраняют широкие права субъектов Федерации в пределах своей компетенции.
Однако именно эти принципы в наибольшей степени находятся сегодня под угрозой. Наибольшую опасность для единства правового пространства страны представляют следующие положения в законодательстве субъектов Российской Федерации:
Наличие конфедеративных элементов в законодательстве ряда субъектов Федерации
Несмотря на ясно обозначенные в Конституции Российской Федерации принципы государственного устройства, ряд основных законов субъектов Федерации содержат, по крайней мере, элементы конфедеративного характера.
Так, Башкортостан, Бурятия, Саха (Якутия) в своих конституциях прямо именуются "суверенными государствами"; Республика Коми, не называя себя суверенной, тем не менее, закрепила в своей конституции положение о "распространении государственного суверенитета на всю территорию республики". "Экономический суверенитет" провозгласила Карелия. В преамбуле двустороннего соглашения "О дружбе и сотрудничестве" Башкортостан и Чувашия признают государственный суверенитет друг друга. Башкирия пошла еще дальше, признав Абхазию в качестве суверенного государства, в то время как по всем международным нормам она является составной частью Грузии.
Тенденция вымывания российского суверенитета и отдельных суверенных прав Российской Федерации конституционным (уставным) правом субъектов Федерации в разных сферах общественной жизни
В том числе:
- установление субъектами в одностороннем порядке за собой права приостановления действий законов и иных актов Российской Федерации, если они противоречат Конституции (Уставу) или законам субъектов Федерации Саха (Якутия), Башкортостан, Тыва, Коми;
- приостановление действия актов федеральных органов исполнительной власти, противоречащих законодательству или интересам населения субъекта Федерации, высказанным на референдуме (Саратовская область);
- закрепление отдельными республиками за собой права объявления военного положения, принятия решений по вопросам войны и мира (Тыва);
- принятие республиканских законов о военной службе (Башкортостан, Саха (Якутия), Тыва);
- установление субъектом Федерации порядка введения чрезвычайного положения на его территории без согласования с Президентом Российской Федерации и Советом Федерации (Бурятия, Коми, Тыва, Башкортостан, Калмыкия, Карелия, Северная Осетия, Ингушетия и ряд других);
- согласие субъекта Федерации на дислокацию на его территории воинских формирований (Северная Осетия - Алания);
- определение природных ресурсов собственностью субъекта Федерации (Ингушетия, Саха (Якутия), Тыва);
Полномочия органов Федерального казначейства
Органы Федерального казначейства осуществляют большое число функций по организации, осуществлению и контролю за исполнением федерального бюджета, регулированию финансовых отношений, сбору, обработке и анализу информации о состоянии государственных финансов и т.д. В связи с этим органы Федерального ...
Организация бюджетного процесса в Российской Федерации
Планирование и утверждение федерального бюджета за прошедшие 2009,2010,2011 года. ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год" 1. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2009 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 40 420,0 мл ...
Анализ кредиторской задолженности
Анализ задолженности – составная часть оценки ликвидности предприятия, его способности погашать свои обязательства. Для этого необходимо изучить и сопоставить объемы и распределение во времени денежных потоков, проанализировать тенденции изменения соотношения краткосрочной задолженности и общей сум ...