После того как финансовая структура сформирована, руководитель точно знает, кто на вверенном ему предприятии и за какие показатели несет ответственность. Эта ответственность прописана на самом верхнем уровне: доходы, затраты, прибыль, рентабельность и т.д. Но для реального управления такого знания мало, потому что требуется механизм, при помощи которого эта ответственность реализуется. Реализация же ответственности, предполагает установление желаемого уровня показателя и контроль за его достижением как по каждому ЦФО, так и по предприятию в целом. Инструментом для реализации ответственности является бюджет.
Для постановки бюджетирования необходимо не только грамотное решение методологических проблем, выбор нужного инструментария финансового планирования, но и разработка соответствующих организационных процедур, регламентирующих все вопросы взаимоотношений отдельных структурных подразделений с руководством предприятия или фирмы.
"Регламент бюджетирования" содержит указание на процедуры формирования общего бюджета предприятия, определяет шаблоны бюджетных форм, порядок и сроки составления, утверждения бюджета и контроля его исполнения, устанавливает ответственность структурных подразделений.
Бюджетный регламент - это установленный в организации порядок составления (разработки), представления (передачи), согласования (визирования), консолидации (обработки), оперативного контроля и оценки исполнения (проведения план-факт анализа) бюджетов различных видов и уровней.
Как известно, постановка системы бюджетирования законодательно и нормативно не регламентируется государственными органами. В этой связи форматы и формы бюджетов, а также регламент их разработки, утверждения, реализации и контроля утверждаются руководством самого хозяйствующего субъекта.
Бюджетный регламент составляется отдельно по каждой стадии бюджетного цикла. Для разработки бюджетного регламента необходимо определить бюджетную систему компании в соответствии с ее финансовой структурой или ответственностью за составление конкретных бюджетов структурных подразделений различного уровня.
При составлении бюджетного регламента главное - определить набор бюджетов (состав основного документооборота), других документов (состав сопутствующего документооборота) и ответственных исполнителей за их составление. Цели каждого этапа постановки бюджетного управления и соответствующие этапам основные регламентные документы перечислены в табл. (табл.1.2.).
В регламенте должны быть четко обозначены:
- субъекты бюджетного процесса - набор бизнес-единиц (ЦФО, ЦФУ, МВЗ), структурных подразделений и служб, должностных лиц, ответственных за выполнение всех операций;
- распределение функций и обязанностей должностных лиц;
- определены должностные лица, ответственные за окончательное решение по всем вопросам;
- установлен порядок взаимодействия между различными службами управления;
- закрепление в системе внутренних нормативных документов компании распределение функций, обязанностей и полномочий.
Таблица 1.2. Регламентные документы различных этапов постановки бюджетного управления на предприятии
Содержание этапа |
Цель этапа |
Регламентные документы | |
Регламенты |
Положения | ||
Подготовительный этап |
Корректировка оргструктуры, уточнение целей и т.д. |
Регламент изменения организационной структуры предприятия |
Положение об организационной структуре предприятия |
Формирование финансовой структуры предприятия |
Распределение финансовой ответственности между организационными звеньями и "закрепление" ее за конкретными должностями (сотрудниками) |
Регламент изменения финансовой структуры предприятия |
Положение о финансовой структуре |
Формирование бюджетной структуры предприятия |
Составление перечня необходимых бюджетов предприятия и определение взаимосвязей между ними |
Регламент изменения бюджетной структуры предприятия |
Положение о бюджетной структуре. Положение об оплате труда |
Формирование финансово-бюджетной структуры предприятия |
Установление ответственности каждого ЦФО за исполнение определенных бюджетов или отдельных бюджетных статей | ||
Прогнозирование деятельности предприятия и составление бюджетов |
Составление бюджета предприятия, соответствующего финансовой цели |
Регламент планирования. Регламент прогнозирования. Регламент нормирования |
Положение о прогнозирование. Положение о нормировании |
Анализ исполнения бюджетов и принятие управленческих решений по его результатам |
Оценка исполнения бюджета и корректировка бюджетов будущих периодов, тактики, стратегии и финансовых целей предприятия |
Регламент анализа |
Положение об анализе |
Постановка управленческого учета на предприятии |
Обеспечение предыдущих этапов корректной информацией |
Регламент изменения принципов и правил учетной политики предприятия |
Положение об управленческом учете |
Анализ управления кредиторской задолженности
Изучение состояния аналитической работы на ОДО «Внешгомельстрой» показало, что на предприятии не уделяется должного внимания анализу дебиторской задолженности. Функции управления распределены между разными подразделениями. При этом не существует регламентов взаимодействия и, как следствие, отсутств ...
Формирование операционного цикла оборотных активов
Управление оборотными активами предприятия связано с конкретными особенностями формирования его операционного цикла. Операционный цикл представляет собой период полного оборота всей суммы оборотных активов, в процессе, которого происходит смена отдельных их видов. Постоянный процесс этого оборота п ...
Вопросы, решаемые в ходе
предпроверочного анализа
Предпроверочный анализ информации позволяет максимально экономить силы и время при непосредственном проведении проверки и обеспечивает высокую эффективность и результативность ее проведения. На этом этапе производится выявление сфер финансово-хозяйственной деятельности подлежащего проверке налогопл ...