После того как финансовая структура сформирована, руководитель точно знает, кто на вверенном ему предприятии и за какие показатели несет ответственность. Эта ответственность прописана на самом верхнем уровне: доходы, затраты, прибыль, рентабельность и т.д. Но для реального управления такого знания мало, потому что требуется механизм, при помощи которого эта ответственность реализуется. Реализация же ответственности, предполагает установление желаемого уровня показателя и контроль за его достижением как по каждому ЦФО, так и по предприятию в целом. Инструментом для реализации ответственности является бюджет.
Для постановки бюджетирования необходимо не только грамотное решение методологических проблем, выбор нужного инструментария финансового планирования, но и разработка соответствующих организационных процедур, регламентирующих все вопросы взаимоотношений отдельных структурных подразделений с руководством предприятия или фирмы.
"Регламент бюджетирования" содержит указание на процедуры формирования общего бюджета предприятия, определяет шаблоны бюджетных форм, порядок и сроки составления, утверждения бюджета и контроля его исполнения, устанавливает ответственность структурных подразделений.
Бюджетный регламент - это установленный в организации порядок составления (разработки), представления (передачи), согласования (визирования), консолидации (обработки), оперативного контроля и оценки исполнения (проведения план-факт анализа) бюджетов различных видов и уровней.
Как известно, постановка системы бюджетирования законодательно и нормативно не регламентируется государственными органами. В этой связи форматы и формы бюджетов, а также регламент их разработки, утверждения, реализации и контроля утверждаются руководством самого хозяйствующего субъекта.
Бюджетный регламент составляется отдельно по каждой стадии бюджетного цикла. Для разработки бюджетного регламента необходимо определить бюджетную систему компании в соответствии с ее финансовой структурой или ответственностью за составление конкретных бюджетов структурных подразделений различного уровня.
При составлении бюджетного регламента главное - определить набор бюджетов (состав основного документооборота), других документов (состав сопутствующего документооборота) и ответственных исполнителей за их составление. Цели каждого этапа постановки бюджетного управления и соответствующие этапам основные регламентные документы перечислены в табл. (табл.1.2.).
В регламенте должны быть четко обозначены:
- субъекты бюджетного процесса - набор бизнес-единиц (ЦФО, ЦФУ, МВЗ), структурных подразделений и служб, должностных лиц, ответственных за выполнение всех операций;
- распределение функций и обязанностей должностных лиц;
- определены должностные лица, ответственные за окончательное решение по всем вопросам;
- установлен порядок взаимодействия между различными службами управления;
- закрепление в системе внутренних нормативных документов компании распределение функций, обязанностей и полномочий.
Таблица 1.2. Регламентные документы различных этапов постановки бюджетного управления на предприятии
Содержание этапа |
Цель этапа |
Регламентные документы | |
Регламенты |
Положения | ||
Подготовительный этап |
Корректировка оргструктуры, уточнение целей и т.д. |
Регламент изменения организационной структуры предприятия |
Положение об организационной структуре предприятия |
Формирование финансовой структуры предприятия |
Распределение финансовой ответственности между организационными звеньями и "закрепление" ее за конкретными должностями (сотрудниками) |
Регламент изменения финансовой структуры предприятия |
Положение о финансовой структуре |
Формирование бюджетной структуры предприятия |
Составление перечня необходимых бюджетов предприятия и определение взаимосвязей между ними |
Регламент изменения бюджетной структуры предприятия |
Положение о бюджетной структуре. Положение об оплате труда |
Формирование финансово-бюджетной структуры предприятия |
Установление ответственности каждого ЦФО за исполнение определенных бюджетов или отдельных бюджетных статей | ||
Прогнозирование деятельности предприятия и составление бюджетов |
Составление бюджета предприятия, соответствующего финансовой цели |
Регламент планирования. Регламент прогнозирования. Регламент нормирования |
Положение о прогнозирование. Положение о нормировании |
Анализ исполнения бюджетов и принятие управленческих решений по его результатам |
Оценка исполнения бюджета и корректировка бюджетов будущих периодов, тактики, стратегии и финансовых целей предприятия |
Регламент анализа |
Положение об анализе |
Постановка управленческого учета на предприятии |
Обеспечение предыдущих этапов корректной информацией |
Регламент изменения принципов и правил учетной политики предприятия |
Положение об управленческом учете |
Значение и содержание финансовой политики
Политическая деятельность государства проявляется во всех сферах общественной жизни, в том числе и в финансовой сфере. В учебниках, научной литературе существуют разные определения понятия «финансовая политика». Так, ряд авторов финансовую политику определяют как «совокупность государственных мероп ...
Основные показатели прогноза социально-экономического развития РФ на
2012-2014 годы
По итогам 2010 года объем ВВП увеличился на 4%. При этом в 1-м полугодии темпы роста ВВП к аналогичному периоду 2009 года составили 4,3%, в дальнейшем они замедлились (в том числе из-за последствий аномальной жары). Основной вклад в рост ВВП в 2010 году внесли рост конечного потребления и запасов. ...
Налоговое
планирование и прогнозирование как основа налоговой
политики в России
Совершенствуя и развивая налоговую политику, Правительство руководствуется такими методами управления, как налоговым планирование и прогнозированием – составляющие часть налогового механизма. Для рассмотрения планирования и прогнозирования с точки зрения налогообложения, для начала целесообразно ск ...