Рыночная экономика развивается как саморегулирующаяся экономика, однако это саморегулирование, во-первых, имеет определенные пределы, во-вторых, оно не всегда обеспечивает решение назревших экономических проблем. Теоретический анализ и многолетняя мировая практика свидетельствует об объективной необходимости вмешательства государства в развитие экономики. Эта необходимость вытекает из самой сущности рыночной экономики и обусловлена наличием определенных недостатков рыночного механизма.
В экономической литературе сбои в работе рыночного механизма экономисты называют по-разному: недостатками, несовершенством, фиаско, дефектами и т.д., что в общем-то не меняет сути. Большинство авторов сходятся во мнении: главными проколами рыночной системы, действия "невидимой руки" выступают неэффективность, неравенство и нестабильность, На наш взгляд, это основные недостатки рынка, являющиеся достаточным основанием для вмешательства государства в экономические процессы.
Тот факт, что в силу определенной ограниченности, рыночный механизм нуждается в корректирующих или компенсирующих мерах со стороны государства, не дает права утверждать, что любая предпринятая мера действительно улучшит функционирование экономической системы. Тем не менее, государство вмешивается в экономическую жизнь там и тогда, где и когда рыночный механизм оказывается бессильным.
На практике государственное регулирование экономики и прежде всего регулирование деятельности предпринимателей осуществляется через налоговую систему посредством совершенно конкретных налоговых инструментов.
Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, методов их исчисления и взимания, а также способов распределения налогов между различными уровнями управления.
Каждая из составных частей налоговой системы выступает реальным инструментом государственного регулирования. Большое влияние на развитие экономики оказывает структура налогов, а также задачи, которые решает государство при проведении налоговой политики.
С экономической точки зрения налоги представляют собой инструмент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне. Государство не напрямую вмешивается в деятельность экономических агентов, как например, в случае установления обязательного госзаказа, а определяет конкретную долю изъятия результата этой деятельности и формирует механизм ее получения.
В рамках данной работы выделяются два направления регулирующей деятельности государства в области налогообложения:
1. аккумулирование налоговых платежей и формирование доходной части бюджета с целью выполнения государством задач по реализации общественных потребностей (фискальная функция государства в сфере налогообложения);
2. стимулирование (дестимулирование) посредством налоговых рычагов определенных видов экономической деятельности или отраслей экономики (регулирующая функция государства в сфере налогообложения).
В основу формирования налоговой политики, следовательно. Могут быть положены две различные методологические установки:
-установление оптимального уровня налогового изъятия с целью решения прежде всего фискальных задач и формирования доходной части бюджета;
-использование налогового инструментария в качестве метода косвенного регулирования экономической деятельности.
В целях наилучшего использования потенциальных возможностей, заложенных в методах налогового регулирования, необходимо осуществлять рациональное сочетание обеих вышеназванных подходов. Совокупный уровень налогового изъятия должен устанавливаться таким образом, чтобы налоговая система не оказывала угнетающего влияния на процессы производства, распределения и обмена; налоги, установленные на завышенном уровне, не служили бы стимулом к инфляционному росту цен, а применение политики манипулирования системой налоговых ставок и целевых налоговых льгот было бы направлено на стимулирование необходимых структурных изменений в экономике, создание благоприятного инвестиционного климата и условий для экономического роста.
Понятие «бюджетное учреждение» и принципы его финансирования
Основным нормативным актом, который устанавливает правовые основы бюджетной системы Российской Федерации, является Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ). Бюджетный кодекс регулирует правовые отношения, возникающие в процессе планирования, составления и утверждения бюджетов всех уров ...
Инвестиционное проектирование в системе управления
ООО «ЮрСтрой» – это крупное широкопрофильное предприятие, которое располагает значительным производственным потенциалом. Цели – это параметры деятельности фирмы, достижение которых обусловлено ее миссией и на реализацию которой направлена ее хозяйственная деятельность Цели вытекают из ответов на во ...
Анализ управления кредиторской задолженности
Изучение состояния аналитической работы на ОДО «Внешгомельстрой» показало, что на предприятии не уделяется должного внимания анализу дебиторской задолженности. Функции управления распределены между разными подразделениями. При этом не существует регламентов взаимодействия и, как следствие, отсутств ...