Основным источником поступлений в государственный бюджет являются налоги, на которые приходится около 90% всех поступлений в бюджеты промышленно развитых стран. Остальная часть поступлений покрывается различного рода государственными сборами, пошлинами, отчислениями. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, принципов их построения, а также форм и методов их взимания образует налоговую систему.
Среди расходных статей государственного бюджета основными являются затраты на социальные услуги и пособия. Функциональное назначение этих статей расходов заключается в обеспечении относительно равных условий в получении гражданами страны услуг образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты малоимущих слоев населения; обеспечении гарантированных законом минимальных условий жизнедеятельности человека, сглаживании дифференциации социальных групп населения.
Важное место в расходах бюджета отводится затратам на хозяйственные нужды как средству поддержания экономической конъюнктуры, хозяйственной активности, обеспечения развития отдельных отраслей, сфер, территорий, проведения государственных инвестиционных программ и проектов.
Значительный удельный вес в расходной части государственного бюджета занимают расходы на военные нужды, как прямые, так и косвенные {пособия и пенсии инвалидам войн, ветеранам, проценты, но военным долгам), а также на содержание государственного аппарата и органов правопорядка.
Особого внимания заслуживает статья расходов, связанная с выплатой процентов по государственному долгу, возникающему в результате выпуска государственных займов. Во всех промышленно развитых странах в последние 10-15 лет расходы бюджета по этой статье существенно увеличились и в абсолютном, и в относительном их измерении.
Другой частью государственной финансовой системы являются внебюджетные, или специальные (целевые) фонды. Эти фонды по своему целевому назначению могут быть экономическими (фонд поддержки малого бизнеса), социальными (фонды страхования, пенсионного обеспечения), политическими (оказание поддержки режимам, политической линии). Наиболее распространенными источниками образования внебюджетных фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы. Примером специального фонда в нашей стране может служить Пенсионный фонд РФ.
Специальные фонды могут иметь как временный, так и постоянный характер. Они все шире используются как средство регулирования социальных отношений.
Общие сведения о налоговой системе Российской Федерации
Основы существующей в Российской Федерации налоговой системы были заложены в конце 1991г. принятием Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и соответствующих законов по конкретным видам налогов. В 1998г. была принята и 1 января 1999г. вступила в действие первая, или так называе ...
Повышение надёжности и
эффективности системы бюджетирования
Предприятия, занимающиеся производством и распределением теплоэнергии, электроэнергии и воды, играют важную роль в экономике страны, поскольку выполняют функцию производства и обеспечения населения и промышленных организаций ресурсами, необходимыми для их нормального функционирования. Если в России ...
Полномочия органов Федерального казначейства
Органы Федерального казначейства осуществляют большое число функций по организации, осуществлению и контролю за исполнением федерального бюджета, регулированию финансовых отношений, сбору, обработке и анализу информации о состоянии государственных финансов и т.д. В связи с этим органы Федерального ...