С укреплением государства, расширением выполняемых им функций возникла и росла потребность в финансовых ресурсах — денежных средствах, находящихся в распоряжении государства, его учреждений, организаций и предприятий. Финансовые ресурсы являются объектом финансовых отношений как составной части системы экономических отношений. В строго экономическом смысле финансы выражают безвозмездные отношения, базирующиеся на обязательности платежей, в отличие от денежно-кредитных отношений. Финансовую систему можно определить как совокупность учреждений и отношений, опосредующих образование, распределение и использование финансовых ресурсов.
В процессе формирования и использования финансовых ресурсов происходит перераспределение общественного продукта и национального дохода. Иногда в финансовую систему включают кредитные учреждения и отношения, которые уже рассматриваются как финансово-кредитная система. Аккумулируя денежные средства, государство через финансовые механизм осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических, социальных функций.
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Бюджет — это соотношение объема и структуры доходов и расходов рассматриваемого субъекта. В данном случае в качестве субъекта рассматривается государство. Каждое государство имеет ту или иную бюджетную систему.
Бюджетная система — это совокупность бюджетов национально-административно-территориальных образований государства, а также бюджетов самостоятельных в финансовой деятельности государственных учреждений, основанная на экономических отношениях и правовых нормах.
Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два звена: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством бюджетная система состоит из трех звеньев (уровней) — наряду с государственным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации. Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет.
Определяющим звеном бюджетной системы является государственный бюджет, или централизованный фонд денежных ресурсов, которыми располагает правительство для обеспечения экономической и национальной безопасности страны, выполнения политических, военно-стратегических и социально-экономических функций и воздействия на процесс общественного воспроизводства с целью достижения роста и равновесия национальной экономики. Необходимо отметить довольно сложную систему взаимодействия собственно государственного бюджета и бюджетов других уровней, так как из централизованных фондов могут выделяться финансовые ресурсы в виде дотаций, процентных отчислений при одновременном обременении бюджетов других уровней расходами на содержание государственного аппарата, дорожное строительство, содержание органов внутренних дел и т.п.
Государственный бюджет составляется на один год. Он представляет собой план расходов правительства и источников их покрытия, который приобретает силу закона после обсуждения и утверждения его проекта законодательными органами власти. Исполнительная власть (правительство) отчитывается перед ними и несет ответственность за исполнение закона о бюджете. За неисполнение государственного бюджета правительство после отчета может быть отправлено в отставку.
Критерии организации системы бюджетирования предприятия
Бюджетирование является неотъемлемой частью процесса финансового планирования на предприятии. Цели планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия. В свете этого организуемой системе бюджет ...
Теоретические аспекты оценки кредитоспособности заемщика
Определение кредитоспособности заемщика – задача, ежедневно решаемая работниками кредитной организации, процедура проведения которой имеет четко регламентированную схему. В то же время кредитоспособность заемщика является одним из наиболее сложных вопросов в механизме возвратности кредита. Необходи ...
Выводы
Из данной работы можно сделать вывод, что для кардинального преодоления кризисных явлений в сфере охраны здоровья необходимо в первую очередь осуществить преобразование экономических отношений, разгосударствление и приватизацию собственности, а также переход здравоохранения на путь страховой медици ...