Применение системы «директ-костинг» позволяет предприятию решать такие задачи, как определение:
¾ объема реализации продукции для достижения безубыточного финансового положения;
¾ оптимального объема реализации и ассортиментного набора продукции;
¾ минимального уровня цен на производимую продукцию;
¾ факторов производства, влияющих на динамику финансового результата [33, с.89].
При анализе прибыли отечественными предприятиями в основном используется следующая модель:
, (1.3)
где П – сумма прибыли;
V – количество (масса) реализованной продукции;
Ц – цена реализации единицы продукции;
С – себестоимость единицы продукции.
При такой постановке задачи предполагается, что все эти факторы (П, V, Ц и С) изменяются независимо друг от друга. Прибыль прямо пропорциональна объему реализации, если реализуется рентабельная продукция. Если продукция убыточна, то прибыль обратно пропорциональна объему продаж. Однако здесь не учитывается взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. При увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как при этом обычно возрастает только сумма переменных расходов (сырье, материалы, сдельная заработная плата производственных рабочих и т.п.), а сумма постоянных расходов (аренда помещений, амортизация, зарплата управленческого персонала и др.), как правило, остается без изменений. При спаде производства себестоимость изделий возрастает, поскольку на единицу продукции приходится больше постоянных расходов [34, с.20].
В странах с развитой рыночной экономикой для обеспечения системного (комплексного) подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход (МД).
, (1.4)
где РПОСТ – сумма постоянных расходов предприятия.
С помощью этой формулы можно определить сумму прибыли при известных величинах маржинального дохода и постоянных расходов:
(1.5)
Часто при определении прибыли вместо маржинального дохода используется выручка (В) и доля маржинального дохода в ней (ДМД). Если маржинальный доход представить в виде произведения выручки на долю маржинального дохода (формула 1.6), то прибыль определяют по формуле (1.7)
, (1.6)
. (1.7)
Последняя формула успешно применяется в тех случаях, когда необходимо проанализировать прибыль от реализации хозяйствующим субъектам нескольких видов продукции.
При анализе прибыли от реализации одного вида продукции возможно применение модифицированной формулы определения прибыли. Если известны количество проданной продукции и маржинальный доход на единицу продукции (МД), то величина прибыли составит:
. (1.8)
Подставим в эту формулу следующее значение:
, (1.9)
где РПЕР – переменные расходы на единицу продукции.
Таким образом, подставив в формулу (1.8) значение МД по формуле (1.9), получим формулу расчета суммы прибыли.
Одно из важнейших преимуществ маржинального метода состоит в том, что с его помощью можно определить так называемый «уровень нулевой прибыли», т.е. тот объем реализации, при котором у предприятия не будет ни прибыли, ни убытков.
Рассмотренный метод маржинального анализа взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль» позволяет предприятиям:
Управление дебиторской задолженностью
Анализ, проведенный в главе 2 данной работы, показал, что на протяжении исследуемых периодов размер и доля дебиторской задолженности в составе активов предприятия неуклонно возрастает. В 2008 году по сравнению с 2007 годом дебиторская задолженность выросла на 78,3 %, удельный вес дебиторской задолж ...
Совершенствования системы бюджетирования
Ключевыми проблемами в области управленческого учета являются низкая достоверность и оперативность получаемых данных: каждый финансовый директор или главный бухгалтер хочет иметь оперативную информацию по себестоимости и прибыли, но то, что есть, их не удовлетворяет. Эти проблемы обусловлены различ ...
План проведения выездной налоговой
проверки
При окончательном отборе налогоплательщиков для включения в План проведения выездных налоговых проверок учитываются такие факторы, как величина намечаемой к проверке организации (чем крупнее налогоплательщик, тем выше вероятность обнаружения у него нарушений налогового законодательства), наличие по ...