Не меньшим потенциалом, чем коммерческий страховой рынок, обладает сфера государственного страхования, а также негосударственного пенсионного обеспечения, служащие важным орудием государственной социальной политики.
Все вышесказанное иллюстрирует, какое значение для рыночной экономики имеет действие экономических регуляторов. Однако и в рыночной экономике есть сфера применения прямого административного регулирования, создающего нормальные условия использования экономических регуляторов. Нельзя абсолютизировать роль экономических регуляторов, так как только адекватное развитие правовой базы их применения дает должный эффект.
В мировой практике в зависимости от преобладания той или иной группы регуляторов различают две модели регулирования, названия которых соответствует лежащим в их основе научным концепциям, рассмотренным выше: кейнсианскую и неоклассическую. "Вариант преобладания финансовых мер принято называть кейнсианской экономической политикой. Политика, в которой упор сделан на кредитно-денежный механизм, получила в экономической науке название "монетаризма". Практика реализации экономического регулирования в западных странах показала, что наиболее рациональным является сочетание обоих направлений. В зависимости от конкретных особенностей того или иного периода и задач, стоящих перед правительством, используются либо преимущественно монетарные (точнее сказать, базирующиеся на монетаризме или других неоклассических теориях), либо кейнсианские методы регулирования. Если экономика находится в затянувшейся депрессии, падение экономического роста сопровождается массовой безработицей и социальными потрясениями, имеет место необходимость структурных изменений в экономике, применяются кейнсианские методы регулирования. Если экономика подвержена инфляции или стагфляции, разбалансированию денежного обращения, нестабильности национальной валюты, хроническому бюджетному дефициту, то господствуют неоклассические методы регулирования. Моделям государственного регулирования свойственна циклическая взаимозаменяемость. Кризис в экономике всегда приводит к смене модели регулирования.
Государственное воздействие на спрос и предложение сегодня чаще используется не в макроэономическом регулировании, а для регулирования рынков отдельных товаров или услуг. При этом регулирование некоторых рынков (таких как денежный рынок, рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д.) оказывает заметное макроэкономическое влияние. Поэтому на таких рынках допустимым считается не только регулирование, но и финансовая поддержка или создание специфического правового режима, например протекционизм по отношению к отечественным производителям финансовых услуг, или отраслям промышленности, дающим наибольший вклад в обеспечение занятости.
Возвращаясь к классификации регулирования (Схема № 1), рассмотрим следующий критерий деления государственного регулирования - по целям и задачам государства. В зависимости от целей и задач, решаемых в рамках государственной экономической политики, регулирование может быть тактическим и стратегическим Стратегическое соответствует решению глобальных, долгосрочных государственных задач, а тактическое направлено на получение конкретных результатов, необходимых для постепенного продвижения к поставленным стратегическим целям. Поэтому использование одного и того же экономического рычага может иметь различные последствия с точки зрения тактического и стратегического регулирования. Одно и то же государственное решение может иметь разный экономический смысл в текущем и перспективном планировании. Например, понижение ставки налога на прибыль: тактическое регулирование имеет, на первый взгляд, отрицательный результат - снижение поступлений в бюджет, однако понижение налога стимулирует активизацию предпринимательства, а следовательно, рост налогооблагаемой базы и общей массы поступлений в бюджет, что и является целью стратегического регулирования.
Рекомендации по совершенствованию налогообложения
Практика налогообложения прошедших лет свидетельствует о том, что у налогоплательщиков часто возникают проблемы, связанные не только с уплатой единого социального налога (ЕСН), но и с порядком его исчисления, определения налоговой базы и использования льгот [22,c.24]. В соответствии со ст. 81 Налог ...
Аудиторский финансовый контроль, его виды и значение
Аудит – изучение, анализ, контроль денежного состояния предприятий, организаций, фирм, их доходов и расходов, прибыли и выработка советов по улучшению хозяйственной деятельности. Такой анализ выполняют квалифицированные специалисты в области бухгалтерии, финансов, называемые аудиторами. Иногда ауди ...
Анализ динамики и структуры внешнего долга
Размер государственного долга в абсолютном выражении не дает полного представления о состоянии экономики и платежеспособности страны. Для оценки способности страны-дебитора выполнять обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объема государственного долга мировая практика выработала до ...