Рис. 3.7 - Международные резервные активы Республики Беларусь, млн. долл. США
Источник: [13]
Широкая денежная масса
на 31 декабря 2010 г. составила 45,8 трлн. руб. С начала года она возросла на 20,2%, или на 7,7 трлн. руб. (См. Рис. 3.8). Удельный вес валютной составляющей в широкой денежной массе снизился с 45,6% на 1 января 2010 г. до 44,2% по состоянию на 1 октября 2010 г. Это было связано с увеличением денежной массы и сокращением золотовалютных резервов. Ставка рефинансирования составила 10,5%, что на 2.5% ниже, чем в предыдущем году.
Рис. 3.8 - Динамика широкой денежной массы в 2010 г., млрд. руб.
Источник: собственная разработка на основе [13]
На основании тенденций развития денежного и кредитного рынков страны можно заметить, что поддержание валютного курса белорусского рубля не могло оставаться на прежнем уровне, т. к за 2010 г. денежная масса увеличилась 24,6 %, сальдо торгового баланса составило - 9 642,3 млн. долл. США, а золотовалютные резервы уменьшились на 11%, что было связано с эмиссией денег и поддержанием курса за счет валютных интервенций.
В период 2008-2010 г. г. денежная масса РБ увеличилась примерно в 2 раза, а курс рубля изменился на 9%, поэтому в будущем такая тенденция курсовой политики могла привести очень неблагоприятным условиям для страны.
В 2011 г. многое было сделано для исправления сложившихся макроэкономических дисбалансов (См. Рис. 3.9).
Рис. 3.9 - Изменение стоимости корзины иностранных валют и доллара США с 21 октября 2011 г. по 1 января 2012 г.
Источник: собственная разработка на основе [14]
На 2011-й год коридор колебаний курса белорусского рубля по отношению к корзине валют установлен в пределах +/-8%. [15].
Денежно-кредитная политика в составе единой государственной экономической политики была направлена на преодоление сложившихся дисбалансов в экономике, выход на единый курс белорусского рубля и обеспечение макроэкономической и финансовой стабильности. Дисбалансы, которые возникли в Беларуси, были связаны с валютным курсом. Как можно видеть из рисунка 3.9 курс белорусского рубля стабильно находился на отметке 4000 рублей за 1 доллар США за период январь-май. Но так как курс поддерживался "искусственно", то официальный курс и рыночный курс отличались (официальный курс составлял 4000 руб. за 1 долл. США, а рыночный - 6600 руб. за 1 долл. США), что вызвало ситуацию множественности курсов. В связи с этим выход на единый курс был крайне необходим, чтобы не допустить в Беларуси ситуации середины 90-х годов, когда проявлялись характерные черты неразвитой экономики в виде наличия серого рынка валюты. Поэтому в целях недопущения этих последствий, Нацбанк в мае принял решение о выходе на единый курс белорусского рубля.
Для обеспечения максимальной упорядоченности, прозрачности и эффективности выхода на единый курс Национальным банком и Правительством был разработан соответствующий план мероприятий. План подразумевал 3 этапа устранения сложившихся диспропорций в экономике.
Этап I. Предварительные меры. Основной целью предварительных мер стало обеспечение условий, необходимых для выхода на единый обменный курс белорусского рубля за максимально короткий срок с минимальными издержками. Прежде всего проведено количественное ужесточение денежно-кредитной политики.
Кроме того, был повышен уровень процентных ставок. Ставка рефинансирования Национального банка была повышена с 10,5% годовых на 1 января 2011 г. до 35% годовых на 26 октября 2011 г.
Обеспечивается дополнительное увеличение международных резервных активов. Это способствует повышению доверия к проводимой курсовой политике и расширяет возможности Национального банка для проведения валютных интервенций и сглаживания колебаний обменного курса.
Методика диагностики кризисных ситуаций и
мероприятия по финансовому оздоровлению
В современных условиях владельцы бизнеса должны предъявлять более жесткие требования к эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Для этого предприятие должно четко представлять свою стратегию и тактику поведения, направленную на избежание кризисных ситуаций. Этого невозможно добиться без ...
Характеристика проблем, выявленных в результате анализа ипотечного кредитования
В рамках действующей государственной программы ипотечного кредитования воздействие кредитных рисков на бюджетно-налоговую сферу может привести к быстрому превышению объема имеющихся в том или ином регионе ресурсов. В настоящее время региональные агентства продают кредиты федеральному агентству на у ...
Порядок обжалования результатов
выездной налоговой проверки
Законодательство предусматривает два порядка обжалования результатов выездной налоговой проверки: досудебный и судебный. Как показывает практика, в настоящее время налогоплательщики редко используют право на досудебное обжалование решений налоговых органов в вышестоящий налоговый орган, а сразу под ...