Учетная политика организации - это основной инструмент, используемый при разработке схем минимизации налогов.
До вступления в силу части второй НК РФ субъекты хозяйственной деятельности применяли учетную политику лишь в целях ведения бухгалтерского учета, порядок ее формирования закреплен в Положении по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденном Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н (далее - ПБУ 1/98).
Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности[16].
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Именно учетная политика определяет и направляет дальнейшую работу не только бухгалтерских и финансовых служб, но и всей организации. Тонкости учетной работы, обусловленные спецификой деятельности хозяйствующего субъекта, должны быть предусмотрены в бухгалтерской учетной политике для правильного выбора наиболее оптимальной схемы ведения бухгалтерского учета организации.
Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности[17].
На выбор конкретных правил и условий, отражаемых в учетной политике организации, влияют следующие факторы:
· отраслевая принадлежность и вид деятельности;
· объем производства и реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества организации;
· управленческая структура организации (наличие филиалов, структурных подразделений);
· степень развития информационной системы в организации;
· материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д.);
· уровень квалификации бухгалтерских кадров и т.д.
С введением гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ требование о составлении организациями учетной политики для целей налогообложения законодательно закреплено в ст. 313 НК РФ.
Таким образом, в настоящее время субъекты хозяйственной деятельности формируют две учетные политики: бухгалтерскую и налоговую. Но если порядок принятия бухгалтерской учетной политики закреплен в ПБУ 1/98, то в отношении налоговой учетной политики документа, регламентирующего основы ее составления, нет. Поэтому данные вопросы организация разрабатывает самостоятельно.
На оптимизацию налоговых платежей оказывают влияние положения и налоговой, и бухгалтерской учетной политики. Налог на имущество рассчитывается по данным бухгалтерского учета, налогооблагаемой базой является среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Причем имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в порядке ведения бухгалтерского учета, закрепленном в учетной политике организации. Следовательно, порядок оценки и метод начисления амортизации по основным средствам, принимаемый в бухгалтерском учете, влияют на величину налога на имущество и, соответственно, на величину налога на прибыль.
Конечно, максимально снизить налог на прибыль организаций позволит только налоговая учетная политика, но неверно думать, что оптимизировать налоги можно лишь на ее основании.
Прежде чем принять тот или иной способ учета, необходимо обосновать свой выбор с помощью расчетов налогов и убедиться в его правильности.
Рассмотрим некоторые положения учетной политики, которые могут помочь организации добиться снижения размера налоговых обязательств.
Положения бухгалтерской учетной политики
1. Если организация имеет на своем балансе основные средства, которые являются предметом лизинга, начислять амортизацию в бухгалтерском учете следует способом уменьшаемого остатка с применением коэффициента ускорения, равного 3.
Использование этого приема позволит уменьшить налоговую базу по налогу на имущество, однако приведет к увеличению налога на прибыль.
2. Закрепление в учетной политике для целей бухгалтерского учета положения о том, что активы, удовлетворяющие условиям, перечисленным в п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее - ПБУ 6/01), и стоимостью не более 20 000 руб. за единицу, учитываются организацией в качестве материально-производственных запасов.
Положения налоговой учетной политики
Для целей налогообложения под прибылью понимается разница между полученными доходами и произведенными расходами. В связи с этим общие подходы к минимизации налога на прибыль заключаются либо в максимальном увеличении суммы расходов, либо в выведении части поступлений из разряда налогооблагаемых доходов.
Основные направления налоговой политики Российской Федерации
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (далее – Основные направления налоговой политики) разработаны Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период. И являются одним из документов, к ...
Финансовая политика предприятия
Одна из функций долгосрочной финансовой политики: разработка финансовой стратегии предприятия, т. е. определение долгосрочных целей производственно-хозяйственной, коммерческой, финансовой деятельности и направлений организации по достижению этих действий. Долгосрочные цели определяются исходя из об ...
Порядок заполнения книги учета доходов и расходов
Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны вести налоговый учет полученных доходов и произведенных расходов (ст. 346.24 НК РФ). Они обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления базы по "упрощенному" налогу в Книге учета доходов и р ...