При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Обращаем внимание, что речь идет именно о 15 рабочих днях.Порядок определения сроков установлен ст. 6.1 НК РФ, п. 6 которой говорит о том, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях.
При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
Поскольку НК РФ не делает специальной оговорки про календарные дни, следовательно, на подготовку возражений отводится именно 15 рабочих дней.
Исходя из вышеизложенного, акт налоговой проверки целесообразно получать налогоплательщику (его представителю) лично, так как в случае, если акт не будет получен по почте, налогоплательщик фактически лишится возможности подать письменные пояснения. Иногда налоговые органы сокращают срок на подготовку письменных возражений, указав в акте дату рассмотрения разногласий.
В этом случае стоит обратиться с письмом в налоговый орган с просьбой предоставить установленное законом время для подготовки возражений.
Некоторые проблемные вопросы имеются пока и по физическим лицам. Вот, например, случай из практики. Акт проверки в отношении физического лица принят 24.01.2011, а по почте он поступил налогоплательщику 03.03.2011, что подтверждается штампом почтового отделения на конверте. Возникает вопрос: будет ли срок на подачу возражений восстановлен? Формально НК РФ не предусматривает такой возможности.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля (ч. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ).
В настоящее время можно рекомендовать подавать в налоговый орган соответствующее ходатайство.
Срок рассмотрения материалов проверки, дополнительных мероприятий налогового контроля и принятия решения по ним - в течение 10 дней со дня истечения срока на подачу письменных возражений (т.е. 2 недели).
Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 1 мес. Дополнительные мероприятия налогового контроля проводятся в срок, не превышающий 1 мес.
В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля должны быть указаны:
- обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий;
- срок;
- конкретная форма их проведения.
В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.
В Налоговом кодексе РФ пока не урегулирован вопрос о том, могут ли дополнительные мероприятия проводиться только по вопросам, указанным в акте, или по всем вопросам налоговой проверки.Значение письменных возражений состоит в том, что качественная их подготовка позволяет решить проблемы и уменьшить размер налоговых претензий еще на этой стадии досудебного урегулирования.
Как показала практика, по результатам рассмотрения возражений можно снять от 10 до 80% от доначисленных сумм, а при назначении дополнительных мероприятий - до 100%.
После получения решения о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности налогоплательщик обязан обжаловать решение в вышестоящий налоговый орган либо в порядке апелляционной жалобы, либо в порядке обычной жалобы.
Подача апелляционной жалобы приостанавливает действие решения, соответственно, налоговый орган не имеет права выставить требование об уплате налогов, пеней, штрафов.
На подготовку апелляционной жалобы отводится 10 рабочих дней со дня вручения решения налогового органа.
Значение подготовки апелляционной жалобы состоит в том, что без ее подачи решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня его вручения, а территориальный налоговый орган обязан выставить требование об уплате налогов.
Экономические основания российского федерализма
Классификации российских регионов по их экономическому положению и перспективам Существенное влияние на положение дел в субъектах Российской Федерации оказало неодинаковое системное проявление кризисных явлений 90-х гг., когда регионы изначально имели разные стартовые экономические условия. В резул ...
Государственный долг в настоящее время
Стремительный рост внешнего долга в 80-90-х годах вызвал волну дискуссий, связанных с проблемой управления госдолгом. Ошибочная экономическая политика последних советских и первых российских правительств в части внешних заимствований, а также принятие Россией на себя финансовых обязательств СССР су ...
Роль инвестиционного потенциала
Роль инвестиционного потенциала России особенно значительна в процессе преодоления отставания технического уровня отраслей, ориентированных на внутренний рынок, коренной реконструкции морально и физически устаревших производственных мощностей, модернизации на качественно новой технической основе де ...