В условиях рыночной экономики денежный оборот опосредует всю совокупность рыночных отношений в хозяйстве (рис. 2).
Несмотря на то, что рыночные отношения по своей сути являются денежными, систему рыночных отношений можно разделить на две большие сферы: товарно-денежного рынка и нетоварного рынка. Особенность сферы товарно-денежного рынка в том, что здесь всегда движение денег сопровождается движением товаров, причем встречным.
Поскольку известно, что товарный оборот является стоимостным оборотом, то денежный оборот в этой сфере всегда связан со стоимостным оборотом.
Встречное движение товаров и денег в сфере денежно-товарных отношений отнюдь не означает, что это движение происходит в одно и то же время. Движение денег может опережать движение товаров (предварительная оплата), а может и следовать за движением товаров (продажа товаров в кредит). Именно в этой сфере денежных отношений особенно очевидно, что денежный оборот не является стоимостным, но поскольку он зеркально отражает товарный, а следовательно, стоимостной оборот, то каждый функционирующий в нем денежный знак отражает часть материализованной в товарах стоимости (т. е. обладает представительной стоимостью) тем меньшую, чем больше денежных единиц в этой части денежного оборота функционирует.
Рис.2. Денежные отношения в рыночной экономике
В сфере денежно-нетоварного рынка движения товара, а следовательно, и движения стоимости не происходит. В этой сфере меняются только владельцы денежных знаков. У тех владельцев, у которых количество денежных знаков увеличивается, возрастает и право приобретения реальной стоимости в сфере денежно-товарного рынка. В то же время права на приобретение реальной стоимости в виде средств производства, предметов потребления и рабочей силы тех владельцев, у которых количество денежных знаков уменьшается, сокращаются.
Общая величина стоимости при этом не изменяется, как не меняется и общее количество денежных знаков, находящихся в обороте.
Сфера денежно-товарного рынка подразделяется на три крупных сегмента, каждый из которых отражает реализацию (продажу и покупку) необходимых факторов производственного процесса. Это:
1) рынок средств производства (включающий землю полностью или частично),
2) рынок предметов потребления и услуг
3) рынок рабочей силы.
Каждый из этих крупных сегментов состоит из разной величины рынков каждого вида средств производства, предметов потребления и услуг и категорий (профессий) рабочих и служащих. Каждый из этих конкретных рынков имеет свой круг продавцов и покупателей и на каждом складывается свое соотношение между спросом и предложением и соответственно устанавливается цена.
Цена, сложившаяся на одном рынке, может прямо или косвенно влиять на цены других рынков и, в свою очередь, находиться под влиянием цен товаров, реализуемых на других рынках. Так, повышение цен на отдельные виды сырья, энергоресурсов при прочих равных условиях приводит к росту цен на станки и оборудование, поскольку включается в цену последних. Наряду с этим снижение цен на станки и оборудование, используемые в добыче и переработке сырья, производстве энергоресурсов, при прочих равных условиях снизит цены на эти ресурсы и сырье. Косвенно цены одного рынка могут оказывать влияние на цены другого рынка, например, следующим образом. Если на рынке какого-либо товара появляется альтернативный товар того же качества, но более дешевый, то происходит падение цен на этом рынке и на рынках товаров, в стоимость которых включается стоимость данного товара.
Сфера денежно-нетоварного рынка также подразделяется на три сегмента:
1) рынок кредитных ресурсов,
2) рынок ценных бумаг
3) валютный рынок.
На рынке кредитных ресурсов продавцами выступают владельцы свободных денежных средств (кредиторы), а покупателями – юридические и физические лица, в данный момент нуждающиеся в денежных средствах (заемщики). Особое место на рынке кредитных ресурсов занимают кредитные организации, прежде всего банки, которые специализируются на торговле кредитными ресурсами, осуществляя посредническую деятельность между владельцами свободных денежных средств и лицами, в этих средствах нуждающимися. При этом банки являются одновременно и кредиторами, и заемщиками. Однако, выступая как кредиторы, они далеко не всегда являются собственниками кредитных ресурсов. В большинстве случаев они приобретают лишь временное право на эти ресурсы, выступая как заемщики.
Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия
Для этого рассчитать основные показатели ликвидности (таблица 3.1) Табл. 3.1Анализ платежеспособности организации Показатели На начало периода На конец периода Отклонение Критерий 1 2 3 4 5 1. Денежные средства, тыс.р. 84080 6537 - 77543 Х 2. Краткосрочные финансовые вложения, тыс.р. 830691 944614 ...
Анализ факторов влияющих прибыль предприятия
Факторы изменения каждой составляющей суммы прибыли можно представить в виде рисунка 2.10. Взаимосвязь факторов первого и второго порядков с балансовой прибылью прямая, за исключением изменения себестоимости, снижение которой приводит к росту прибыли. К факторам первого порядка относятся изменения: ...
Пофакторный анализ финансового состояния малого предпринимательства в регионе
В период становления рыночных отношений в Украине все больше внимания уделяется региональным проблемам малого предпринимательства. Государственная поддержка выражается в первую очередь в издании законодательных и нормативных актов, которые определяют основные направления и формы правового, экономич ...