Следующей по значимости расходной статьей в бюджетах поселений является «культура, кинематография и средства массовой информации». На финансирование культурных мероприятий, домов (дворцов) культуры, других учреждений культуры, обеспечение деятельности подведомственных учреждений выделено в среднем 39% бюджетных средств.
Меньшая доля бюджетных расходов − в среднем 11% − направлена в сферу жилищно-коммунального хозяйства и лишь 3,1% на обеспечение денежными средствами мероприятий в области спорта и физической культуры.
Таким образом, в целом система обеспечения бюджетными ресурсами органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом № 126-ФЗ от 25.09.1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» способствует формированию финансовой базы для решения вопросов местного значения. К настоящему времени состояние финансовых основ местного самоуправления в РФ в большей мере соответствует положениям «Европейской хартии местного самоуправления», принятой Советом Европы 15 октября 1985 года.
В числе сильных сторон местного самоуправления в районе является активная позиция муниципальных властей района в процессе формирования и исполнения бюджета муниципального образования.
Вместе с тем необходимо выделить ряд проблемных вопросов:
1) высокая доля расходов в бюджетах сельских поселений, направленных на функционирование органов муниципальной власти;
2) недостаточное количество бюджетных ресурсов в условиях наличия широкого круга социально-экономических проблем в районе;
3) высокая степень дифференциации поселений района по уровню бюджетной обеспеченности.
На основе анализа бюджета Вологодского района и бюджетов сельских поселений в его составе можно сделать следующие выводы:
− на сегодня преобразования бюджетной системы и межбюджетных отношений не позволяют говорить о наличии действенного стимулирования органов местного самоуправления в активизации процесса эффективного использования ограниченных финансово-бюджетных ресурсов;
− существующие методики распределения средств из фонда финансовой поддержки поселений и фонда сбалансированности местных бюджетов не обеспечивают выравнивания бюджетной обеспеченности поселений;
− требуется оптимизация расходов местных бюджетов, направленных на функционирование органов муниципальной власти.
Решение этих проблем – сложнейшая задача, требующая системного подхода к определению направлений совершенствования деятельности в сфере управления бюджетными ресурсами как на районном уровне, так и на уровне сельских поселений.
На наш взгляд, в качестве приоритетных направлений в повышении эффективности управления муниципальным бюджетом могут быть выделены следующие (табл. 13) (Приложение № 10)
Одним из основных направлений совершенствования управления бюджетно-финансовыми ресурсами Вологодского района является бюджетирование, ориентированное на результат (БОР).Данное направление является одним из путей реструктуризации бюджетного процесса в Российской Федерации, которая основывается на таких принципах, как:
− эффективность и экономность расходования бюджетных средств;
− необходимость достижения при составлении и исполнении бюджетов заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Бюджетирование предполагает проведение комплекса действий по подготовке проекта и исполнению бюджета, подведению итогов исполнения бюджета и контролю за расходованием бюджетных средств. В отличие от традиционного затратного подхода к финансированию, при котором контроль сводится к сопоставлению фактических расходов с утвержденными в бюджете, при бюджетировании, ориентированном на результат, осуществляется контроль и оценка достижения запланированных показателей.
В процессе бюджетирования определяются следующие факторы:
· стратегические цели – ожидаемые социально-экономические результаты;
· тактические задачи − ожидаемые конечные результаты деятельности муниципальных служб при решении конкретной проблемы, направленной на достижение стратегических целей развития муниципального образования;
· финансовые ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей и решения конкретных задач.
В целом схема осуществления БОР может быть представлена в следующей форме (рис. 3):
Рис. 3. Схема осуществления БОР
С учетом данной схемы основными этапами перехода к БОР являются:
1) разработка и утверждение стратегического плана развития района с учетом целей и задач развития сельских поселений;
Проблема соединения федерализма с правовым государством
В число важнейших принципов федеративных отношений входят принципы верховенства федеральной Конституции по отношению ко всем иным правовым актам, принимаемым как федеральными, так и региональными органами власти, а также приоритета федеральных законов над законодательством субъектов Федерации. Эти ...
Анализ оценки кредитоспособности предприятия
Предприятие было зарегистрировано в качестве юридического лица ООО «ГАЛИК» 13 сентября 2004 года. Учредителем компании выступил Шадрин Игорь Григорьевич. Его доля в уставном капитале составила 100%. Изначально ООО «ГАЛИК» было создано как предприятие по торговле запасными частями и комплектующими д ...
Основные положения упрощенной системы налогообложения
Упрощенная система налогообложения регламентируется гл. 26.2 ч. 2 НК РФ и является специальным налоговым режимом, применяемым на добровольной основе. Если организация применяет упрощенную систему налогообложения, то она освобождается от уплаты: - налога на прибыль организации; - единого социального ...