Рассмотрев процесс развития ипотечного кредитования, как в России, так и в Вологодской области, можно сделать следующие заключения.
Современная история ипотеки в России начинается с 1998 года, с принятия соответствующего Федерального закона. К настоящему моменту заложена законодательная база для функционирования системы ипотечного кредитования. Деятельность органов государственной власти в последние три-четыре года была в основном сосредоточена на формировании нормативной правовой базы функционирования ипотечного кредитования.
Операции по ипотечному кредитованию формируются в отдельную экономическую категорию – ипотечный рынок. От других рынков его отличает долгосрочность выдаваемых кредитов (от 10 до 30 лет); обеспечение кредитов недвижимым имуществом, чаще всего – жильем, приобретаемым на кредитные средства; относительно низкие процентные ставки по ипотечным кредитам; низкая доходность и высокая надежность ипотечных ценных бумаг; наличие государственного контроля за операциями и государственной поддержки заемщиков и кредитных организаций.
В качестве обеспечения предоставляемых банком кредитных продуктов рассматриваются движимое и недвижимое имущество, принадлежащее клиенту по праву собственности, и имущественные права при отсутствии установленных законом или банком запретов или ограничений на использование имущества в качестве залога. Не рассматриваются в качестве залогового обеспечения виды имущества, которые в соответствии с законодательством РФ не могут являться предметом залога. Не рекомендуются для рассмотрения в качестве залога: драгоценные камни и уникальные ювелирные изделия; предметы искусства, художественные ценности и раритеты, коллекции; предметы антиквариата; объекты интеллектуальной собственности; опытные образцы промышленных изделий.
Для развития механизма ипотеки по инициативе Губернатора области В.Е.Позгалева Правительством области в 2000 году создана некоммерческая организация «Фонд развития ипотечного жилищного кредитования Вологодской области». Следует отметить, что реализация Программы разбита на два основных этапа, первый из которых уже успешно завершен:
· 2000-2003 годы - это период становления Фонда, начало работы на строительном рынке области, первые шаги по установлению партнерских отношений со страховыми, оценочными компаниями, отработка механизмов сотрудничества с органами местного самоуправления, органами государственной регистрации прав на недвижимое имущество, нотариусами. Основной итог этого этапа - завоевание доверия вологжан, которые приобретали жилье с использованием рассрочки, создание первой на территории Северо-Западного федерального округа организации, объединяющей строительный и финансовый сектора для решения жилищной проблемы населения области.
Вопросы ценовой политики на рынке недвижимости области, выделения бюджетных средств на инвестирование строительства инженерных коммуникаций, внедрение государственной поддержки определенным малообеспеченным категориям населения, создание условий для внедрения классической банковской ипотеки с непосредственным участием кредитных организаций - это главные вопросы, направленные на повышение доступности приобретения жилья, которые рассматривались и решались Правительством области, департаментом финансов области, администрациями муниципальных образований области на заседаниях Совета Фонда ипотечного жилищного кредитования, возглавляемого заместителем начальника департамента финансов области О.Н. Гординой, и Попечительского совета, возглавляемого исполняющим обязанности начальника департамента финансов области, первым заместителем Губернатора области С.С. Тугариным.
Следует отметить, что они были успешно решены, и первый ипотечный жилищный кредит был выдан в марте 2003 года семье врачей из областного центра, переехавшей из общежития в отдельную двухкомнатную квартиру.
В связи с тем, что к настоящему моменты функционирование ипотечного рынка в Вологодской области встречает на своем пути множество факторов, сдерживающих его дальнейшее развитие, были предприняты и обусловлены меры, способствующие, на мой взгляд, успешному развитию ипотечного кредитования как в рамках Вологодской области, так и в России, в целом.
На настоящем этапе экономического развития РФ наиболее целесообразно исходить из того, что стратегической задачей государства в сфере ипотечного жилищного кредитования должно стать создание условий для максимального развития механизмов рефинансирования ипотечных кредитов.
К вопросам создания таких условий относится, прежде всего, настоятельная необходимость совершенствования действующего законодательства. В этой части следует решить такие задачи:
· В настоящее время нормативно-правовое регулирование ипотечного жилищного кредитования осуществляется только Концепцией развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, утвержденной Правительством Российской Федерации в 2000 году и носящий информационно-рекомендательный характер. В этой связи необходимо разработать и принять федеральный закон о развитии системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, регламентирующий вопросы взаимодействия участников рынка, единые стандарты выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов (займов).
Правила учета обязательств, подлежащих исполнению за
счет средств федерального бюджета
1. Настоящее Положение устанавливает порядок учета территориальными органами Федерального казначейства (далее именуются - органы Федерального казначейства) обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета учреждениями, финансируемыми из федерального бюджета на основании смет ...
Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия
Для этого рассчитать основные показатели ликвидности (таблица 3.1) Табл. 3.1Анализ платежеспособности организации Показатели На начало периода На конец периода Отклонение Критерий 1 2 3 4 5 1. Денежные средства, тыс.р. 84080 6537 - 77543 Х 2. Краткосрочные финансовые вложения, тыс.р. 830691 944614 ...
Теоретические основы бюджетной системы
Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уров ...