Поскольку для расчетов показателей может использовать как чистая прибыль, так и прибыль до налогообложения, то различают чистую и общую рентабельность.
Таблица 2.14 - Показатели чистой и общей рентабельности ОАО «Орбита»,
Показатели |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
2007г. | ||||||||
Общ. |
чистая |
+/- |
общ. |
чистая |
+/- |
Общ |
чистая |
+/- |
Общ |
чистая |
+/- | |
RОS |
6,27 |
3,46 |
-2,81 |
3,48 |
3,22 |
11,26 |
1,49 |
0,01 |
-1,47 |
8,73 |
0,009 |
-8,72 |
RОА |
3,06 |
2,42 |
-0,64 |
3,61 |
2,88 |
-0,73 |
0,19 |
0,01 |
-0,17 |
1,23 |
0,01 1 |
-1,22 |
RОЕ |
7,01 |
5,55 |
-1,46 |
4,57 |
3,64 |
-0,93 |
0,28 |
0,02 |
-0,25 |
1,82 |
0,017 |
-1,8 |
Анализируя данную таблицу можно сделать вывод, что показатели общей рентабельности превышают показатели чистой рентабельности. Это вполне объяснимо и правильно. Так как чистая прибыль - это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий после оплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды. Прибыль до налогообложения - включает финансовый результат от реализации продукции, сальдо операционных и внереализационных расходов. Понятие прибыли до налогообложения значительно шире и включает в себя сумму чистой прибыли. По данным таблицы можно выявить, что существенная разница между чистой и общей рентабельностью наблюдается, когда сравниваются показатели рентабельности продаж. Так в 2004 году разница между показателями чистой и общей рентабельности продаж составила 2,81%. А в 2005 - 2007 гг. разница составила 1,26%, 1,47% и 8,72% соответственно. Такая ситуация наблюдается и по показателям рентабельности активов и рентабельности собственного капитала. Это объясняется тем, что с каждым годом у ОАО «Орбита» размер чистой прибыли сокращается. Так в 2004 году чистая прибыль была равна 8064 т.р., а к 2007 году она уменьшилась до 28 т.р.
На мой взгляд, кроме абсолютного размера прибыли показателем эффективности предприятия выступает рентабельность. При принятии решений, связанных с управлением процессами формирования прибыли, используются показатели рентабельности капитала, продаж, активов и единицы продукции. За отчетный период времени по показателям рентабельности можно сделать вывод, что 2005 год оказался самым стабильным. Так показатель рентабельности активов был равен 3,16 %, рентабельности собственного капитал - 4,57 %, рентабельности единицы продукции и рентабельности продаж составила 3,6 % и 3,48 % соответственно. А в 2006 году данные всех групп рентабельности резко сократились. Значение показателя рентабельности единицы продукции в 2006 году составило 1,51 %, рентабельность продаж - 149 %, рентабельность активов - 0,19%, а рентабельность собственного капитала 0,28 %. Значения показателей рентабельности активов и собственного капитала в 2006 году были самыми низкими на протяжении отчетного года.
Общая информация об исследуемом предприятии
ОАО "Чусовской металлургический завод" - одно из старейших на Урале предприятий черной металлургии с полным технологическим циклом выпуска металла. Специфику его экономики изначально определило его географическое положение: завод расположен в самом центре Урала на берегу реки Чусовой, ряд ...
Цели, задачи и функции
финансового планирования на предприятии
Основное предназначение управления финансами предприятия и финансового планирования состоит в том, чтобы: · обеспечить рациональную сбалансированность активов (средств) и пассивов (источников финансирования) предприятия. Иначе говоря, обеспечить устойчивое и экономически оправданное соответствие ис ...
Проведение проверок результативности бюджетных расходов главных
распорядителей бюджетных средств
Проверки результативности бюджетных расходов главных распорядителей бюджетных средств, осуществляемые подразделением аудита главных распорядителей бюджетных средств, являются действиями, направленными на выявление и устранение причин, снижающих результативность бюджетных расходов главных распорядит ...