Поскольку для расчетов показателей может использовать как чистая прибыль, так и прибыль до налогообложения, то различают чистую и общую рентабельность.
Таблица 2.14 - Показатели чистой и общей рентабельности ОАО «Орбита»,
Показатели |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
2007г. | ||||||||
Общ. |
чистая |
+/- |
общ. |
чистая |
+/- |
Общ |
чистая |
+/- |
Общ |
чистая |
+/- | |
RОS |
6,27 |
3,46 |
-2,81 |
3,48 |
3,22 |
11,26 |
1,49 |
0,01 |
-1,47 |
8,73 |
0,009 |
-8,72 |
RОА |
3,06 |
2,42 |
-0,64 |
3,61 |
2,88 |
-0,73 |
0,19 |
0,01 |
-0,17 |
1,23 |
0,01 1 |
-1,22 |
RОЕ |
7,01 |
5,55 |
-1,46 |
4,57 |
3,64 |
-0,93 |
0,28 |
0,02 |
-0,25 |
1,82 |
0,017 |
-1,8 |
Анализируя данную таблицу можно сделать вывод, что показатели общей рентабельности превышают показатели чистой рентабельности. Это вполне объяснимо и правильно. Так как чистая прибыль - это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий после оплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды. Прибыль до налогообложения - включает финансовый результат от реализации продукции, сальдо операционных и внереализационных расходов. Понятие прибыли до налогообложения значительно шире и включает в себя сумму чистой прибыли. По данным таблицы можно выявить, что существенная разница между чистой и общей рентабельностью наблюдается, когда сравниваются показатели рентабельности продаж. Так в 2004 году разница между показателями чистой и общей рентабельности продаж составила 2,81%. А в 2005 - 2007 гг. разница составила 1,26%, 1,47% и 8,72% соответственно. Такая ситуация наблюдается и по показателям рентабельности активов и рентабельности собственного капитала. Это объясняется тем, что с каждым годом у ОАО «Орбита» размер чистой прибыли сокращается. Так в 2004 году чистая прибыль была равна 8064 т.р., а к 2007 году она уменьшилась до 28 т.р.
На мой взгляд, кроме абсолютного размера прибыли показателем эффективности предприятия выступает рентабельность. При принятии решений, связанных с управлением процессами формирования прибыли, используются показатели рентабельности капитала, продаж, активов и единицы продукции. За отчетный период времени по показателям рентабельности можно сделать вывод, что 2005 год оказался самым стабильным. Так показатель рентабельности активов был равен 3,16 %, рентабельности собственного капитал - 4,57 %, рентабельности единицы продукции и рентабельности продаж составила 3,6 % и 3,48 % соответственно. А в 2006 году данные всех групп рентабельности резко сократились. Значение показателя рентабельности единицы продукции в 2006 году составило 1,51 %, рентабельность продаж - 149 %, рентабельность активов - 0,19%, а рентабельность собственного капитала 0,28 %. Значения показателей рентабельности активов и собственного капитала в 2006 году были самыми низкими на протяжении отчетного года.
Методы управления финансовыми рисками на предприятии
Цель управления финансовым риском – снижение потерь, связанных с этим риском, до минимума. Потери могут быть оценены в денежном выражении, оцениваются также шаги по их предотвращению. Финансовый менеджер должен уравновесить эти две оценки и спланировать, как лучше заключить сделку с позиции минимиз ...
Анализ
кредитоспособности организации и ликвидности ее баланса
Кредитоспособность
— это способность организации своевременно и полностью рассчитаться по своим долгам. Анализ кредитоспособности проводят как банки, выдающие кредиты, так и организации, стремящиеся их получить. При анализе кредитоспособности рассчитываются ликвидность организации и ликвидность ее ...
Анализ рентабельности предприятия
Смысл любой предпринимательской деятельности состоит в достижении положительного экономического эффекта в виде абсолютного показателя - прибыли или относительного - рентабельности. Тем самым рентабельность выступает главным объектом и целью финансового менеджмента предприятия. Чем больше уделяется ...