Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, так как учитывают ресурсы, затраченные на получение прибыли, то есть их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1. Показатели рентабельности, характеризующие прибыльность продаж или рентабельность реализованной продукции;
2. Показатели рентабельности, характеризующие рентабельность производства продукции и реализуемых инвестиционных проектов;
3. Показатели рентабельности, характеризующие доходность капитала и таких его составляющих, как собственный и заемный капитал.
Далее в табл. 3 рассмотрены основные показатели рентабельности.
Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп ) к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):
Таблица – 3 Показатели рентабельности
Показатели |
Расчет |
Назначение |
Рентабельность отбельных видов продукции, всей товарной продукции и производства |
(Прибыль в расчете на единицу продукции / Себестоимость единицы продукции)∙100% |
Характеризует прибыльность различных видов продукции, всей товарной продукции и рентабельность (доходность) предприятия |
(Прибыль в расчете на товарный выпуск / Себестоимость товарной продукции)∙100% | ||
(Балансовая (чистая) прибыль / Сумма основных производственных фондов и материальных оборотных средств) ∙ 100% | ||
Рентабельность реализации (продаж) |
(Прибыль от реализации продукции / Выручка от реализации) ∙ 100% |
Показывает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реализации, т.е. характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности |
Рентабельность активов (капитала) |
(Прибыль / Совокупные активы) ∙ 100 % |
Характеризует отдачу, которая приходится на рубль соответствующих активов |
Рентабельность текущих активов |
(Прибыль / Текущие активы) ∙ 100% | |
Рентабельность чистых активов |
(Прибыль / Чистые активы) ∙ 100% | |
Рентабельность собственного капитала |
(Балансовая (чистая) прибыль / Собственный капитал) ∙ 100% |
Характеризует прибыль, которая приходится на рубль собственного капитала, в том числе после уплаты налогов и процентов за кредит |
Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по предприятию
При определении его уровня в целом по предприятию целесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализационные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности.
Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции, снятии с производства неэффективных изделий.
Аналогичным образом определяется доходность инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от инвестиционной деятельности (Пид) относится к сумме инвестиционных затрат (Зинв):
Далее более подробно остановимся на анализе показателей рентабельности реализованной продукции или рентабельности продаж и на показателях рентабельности производственных активов.
Социально-экономическая суть медицинского страхования в РФ
В комплексе проводимых в настоящее время социально-экономических реформ важнейшее место занимает развитие страховой медицины, переход к которой обусловлен спецификой рыночных отношений в здравоохранении и развитием сектора платных услуг. Финансовая система РФ включала медицинское страхование в обще ...
Отрицательные и положительные аспекты развития потребительского
кредитования в Республике Казахстан
Основная проблема, присущая потребительскому кредитованию, вытекает из его главного достоинства, а именно - малого размера потребительского кредита. Для получения кредитного портфеля, сравнимого с корпоративным, необходимо выдавать потребительских кредитов на несколько порядков больше чем корпорати ...
Уклонение от уплаты налогов
Налоги - это источник государственных финансов. Государство постоянно совершенствует порядок их взимания. Коммерсанты же заинтересованы в снижении налоговой нагрузки. В результате на каждое усовершенствование находится несколько способов минимизации налога и уклонения от его уплаты. Налоговая оптим ...