При отказе налогоплательщика добровольно выдать документы проводится выемка документов, причем допускается вскрытие помещений, сейфов.
Выемка документов осуществляется на основании постановления, которое может быть утверждено руководителем налогового органа как предварительно, так и по итогам выемки.
По общему правилу, изымаются только копии документов. В ряде случаев это требование не соблюдается, и производится изъятие подлинных документов. При изъятии подлинников налоговые органы снимают с них копии и передают лицу, у которого они изымаются. Изъятые документы должны быть описаны и перечислены в акте выемки или в прилагаемых к нему описях. При этом должны быть приведены наименование, количество, признаки, позволяющие индивидуализировать изъятый документ.
Налогоплательщик может удостовериться в том, что изъятые документы пронумерованы, прошнурованы, скрепить их своей подписью и печатью, сделать необходимые замечания, а также потребовать представления копии акта об изъятии документов.
Встречаются случаи изъятия оригиналов всех документов, что, по существу, парализует нормальную хозяйственную деятельность налогоплательщика. В судебной практике имеются примеры признания судами незаконными действий (бездействия) по невозврату изъятых документов.
Выемка документов, так же как и ряд других действий, в том числе осмотр, оформляются протоколом и проводятся с обязательным присутствием понятых (они не должны быть должностными лицами налоговых органов).
Налоговые органы вправе истребовать связанные с деятельностью налогоплательщика документы у лиц, владеющих соответствующей информацией о проверяемом налогоплательщике, для сопоставления полученной информации с данными, отраженными в документах проверяемого налогоплательщика (встречная проверка). Эти документы необходимы налоговым органам для выяснения, например, факта совершения сделки, полноты оприходования продукции (выручки) у проверяемого ими налогоплательщика.
При этом лицо, обладающее информацией о налогоплательщике, и сам налогоплательщик могут состоять на учете в разных налоговых органах. Исходя из этого встречные проверки могут проводиться как налоговым органом, непосредственно осуществляющим проверку, так и по мотивированному запросу о проведении встречной проверки налоговым органом, в котором поставлено на учет лицо, с которым связана деятельность проверяемого налогоплательщика.
Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Нарушение организацией данной обязанности наказывается штрафом.
Встречная проверка может проводиться только в случае осуществления камеральной или выездной налоговой проверки.
В ходе встречной проверки проверяющий сопоставляет разные экземпляры одного и того же документа. Налоговые инспекторы проверяют содержание каждого экземпляра документа, которое в условиях правильного отражения хозяйственной деятельности должно быть идентичным. В случаях сокрытия доходов от налогообложения экземпляры одного и того же документа могут выписываться в разных вариантах либо документы оформляются лишь в одном экземпляре. При сопоставлении разных экземпляров документа могут не совпадать, например, количество товара, его цена. Отсутствие экземпляра документа в каком-то из подразделений тоже может быть признаком сокрытия доходов от налогообложения.
Сложившаяся практика определяет следующую схему проведения встречной проверки.
1. Налоговый орган, проводящий камеральную или выездную налоговую проверку, посылает запрос в инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту регистрации контрагентов, банка или клиентов проверяемого налогоплательщика. В запросе указываются документы, необходимые для проведения камеральной или выездной налоговой проверки и подтверждения достоверности отчетности налогоплательщика.
2. Инспекция Министерства по налогам и сборам на основании решения руководителя производит истребование документов у указанных в запросе юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а при необходимости получает их письменные объяснения.
3. Истребованные документы направляются в налоговый орган, составивший запрос.
4. Производится сопоставление истребованных документов с документами и отчетностью проверяемой организации, что позволяет дать заключение о степени достоверности данных, представленных проверяемым налогоплательщиком.
5. Выявленные нарушения установленного порядка исчисления и уплаты налогов и сборов отражаются в акте камеральной или выездной налоговой проверки.
Методика взаимного контроля документов. При использовании в процессе проверки метода взаимного контроля документов производится исследование различных документов, прямо или косвенно отражающих определенные хозяйственные операции. Учет на предприятиях построен таким образом, что, как правило, информация об одних и тех же операциях отражается в различных документах, т.к. наряду с бухгалтерским есть оперативно-технический и статистический учет, кроме первичного отражения операции проводится их обобщение с различных точек зрения.
Анализ изменений в законодательстве на основные
показатели процедуры досудебного урегулирования
На основании ст. 137 НК РФ каждое лицо может реализовать свое право на обжалование актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия (или бездействие) нарушают его права. Но с 1 января 2009 г. Налоговый коде ...
Порядок принятия бюджета республики Башкортостан
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетный процесс - это, регламентируемая нормами права, деятельность органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполне ...
Планирование доходов и
расходов
Методология бюджетирования на предприятии основывается на встречном планировании – проекты бюджетов разрабатываются самими подразделениями с последующей корректировкой службами аппарата управления. На предприятии одновременно составляется два бюджета: один – текущий квартальный бюджет, второй – сре ...