В рамках системы налоговых отношений необходимо остановиться на субъекте и объекте налогообложения. Субъектом налога является физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложено обязательство платить налога. Но в ряде случаев использование механизма ценообразования позволяет частично или даже полностью переложить налоговое бремя на других. Лицо, которое фактически уплачивает налог, называется носителем налога. Примером частичного перенесения налогового бремени субъектом налога (налогоплательщиком) на носителей налога может служить налог на прибыль. Последний может быть перенесен частично на потребителей путем повышения цены на продукцию и на поставщиков ресурсов — посредством занижения цен на них.
Объект налога — это доход или имущество, на которые начисляется налог (заработная плата, прибыль, товары, недвижимость и т.д.), а источник налога — доход, за счет которого уплачивается налог.
Классификация налогов по объектам налогообложения позволяет выделить следующие пять групп: на имущество, ресурсные (включая земельный), на доход или прибыль, на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты) и прочие, охватывающие некоторые местные налоги и разовые сборы. Особое значение имеет дифференциация налогов по таким источникам обложения, как издержки производства (себестоимость) и прибыль. Расчет налога на прибыль требует знания структуры издержек на производство и реализацию продукции и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка).
Основополагающие принципы налогообложения были сформулированы еще во второй половине XVIII в. А. Смитом, которые можно выразить в следующей сжатой форме:
содержание правительства должно осуществляться соответственно доходу, степени покровительства и защиты налогоплательщика со стороны государства;
для каждого случая и лица необходимо точно определить сумму платежа, способ и срок его уплаты;
время и способ осуществления платежа должны определяться с учетом наибольшего благоприятствования для налогоплательщика;
любой налог должен быть таким, чтобы он позволял взимать из доходов как можно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.
Эти принципы фактически не утратили своей значимости и в современной действительности, ибо в них довольно сбалансировано представлены интересы государства и налогоплательщиков. Принципами налогообложения являются всеобщность, справедливость, определенность, удобство, достаточность, стабильность, гибкость, выбор надлежащего источника и объекта налогообложения.
Необходимо сознавать огромную роль субъективного фактора в жизнедеятельности государства. Именно поэтому на практике использование той или иной системы налогообложения зависит от взглядов правящей элиты, необходимости корректировки текущего бюджета, потребности правительства в финансовых ресурсах и других привходящих внутренних и внешних обстоятельств. В то же время принцип выгоды частично находит свое практическое отражение в действующих системах налогообложения в форме специальных налогов, а также акцизов.
По способам взимания налогов они подразделяются на кадастровые, декларируемые и изымаемые у источника. Кадастровый способ взимания налога характеризуется дифференциацией объекта налога на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. В этом случае величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого способа налогообложения могут служить налоговые ставки на транспортное средство без учета того, используется оно или простаивает.
Налог на основе декларации взимается в результате заполнения плательщиком декларации о подученных доходах и установления на них налога. При таком методе уплата налога субъектом налогообложения производится после получения дохода: Примером данного способа взимания налогов может служить налог на прибыль.
Способ изъятия налога у источника характеризуется получением дохода, уменьшенного на сумму налога после изъятия его для перечисления в бюджет. Например, подоходный налог с физических лиц изымается для перечисления в бюджет предприятием или организацией до выплаты заработной платы путем вычитания из нее суммы налога. Работникам выплачивается оставшаяся часть заработной платы.
Функции органов федерального казначейства
В соответствии с задачами, возложенными на казначейство, Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации: 1) организует бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета и финансовое исполнение государственных (федеральных) внебюджетных фондов, исходя из ...
Понятие валютного контроля. Институциональная структура валютного
регулирования
Надзор за соблюдением субъектами экономических отношений правил обращения валютных ценностей осуществляется в процессе валютного контроля. Валютный контроль - деятельность органов валютного контроля и агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами тре ...
Государственный бюджет и внебюджетные фонды
С укреплением государства, расширением выполняемых им функций возникла и росла потребность в финансовых ресурсах — денежных средствах, находящихся в распоряжении государства, его учреждений, организаций и предприятий. Финансовые ресурсы являются объектом финансовых отношений как составной части сис ...