Деятельность налоговых органов в сфере налогового администрирования нацелена на обеспечение полного и своевременного сбора налогов и сборов в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также необходимого контроля исполнения норм налогового законодательства налогоплательщиками.
В целом по области за 2012 год поступило налогов и других обязательных платежей в компетенции налоговых органов45,8 млрд. тенге, в том числе в республиканский бюджет – 23,9 млрд. тенге, в местный – 21,9 млрд. тенге. Прогнозы всех уровней бюджетов исполнены выше 100%. Обеспечен темп роста поступлений: в 2012 году мы собрали на 6,5 млрд. тенге больше по сравнению с 2011 годом (в Республиканский бюджет поступило больше на 4,3 млрд. тенге, в Местный бюджет – на 2,2 млрд. тенге).{6}
Основное направление, в котором сегодня работают налоговые органы - это обеспечение исполнения доходной части бюджета путем усиления администрирования налогов и платежей. Большая роль сейчас отводится камеральному контролю: путем анализа и сопоставления налоговой отчетности и информации уполномоченных органов изыскиваются дополнительные поступления в бюджет. Так, за 2012 год по результатам камерального контроля поступило в бюджет 610 млн. тенге. Совместно проведенная работа с органами исполнительной власти, уполномоченными органами дала результаты в виде дополнительно поступивших налогов в местный бюджет в сумме 1,7 млрд. тенге.
Одним из этапов налогового контроля является выход на проверки. Выбор плательщиков осуществляется с использованием Системы управления рисками, которая учитывает вероятность неисполнения или неполного исполнения налогового обязательства налогоплательщика. В результате выход на проверки осуществляется строго по Плану, утверждаемому 1 раз год. В 2012 году проведено 132 проверки.{7}
На сегодняшний день налоговое администрирование РК вышло на качественно новый этап развития, уже реализован ряд масштабных реформ – в частности принят Новый налоговый кодекс, который существенно приближает налоговую систему Казахстана к международной практике. Совершенствование налогового законодательства осуществляется постоянно внесением изменений и дополнений с целью улучшения налогового администрирования и уточняющих поправок для однозначного понимания норм налогового законодательства.{8}
Законом РК от 26 декабря 2012 г. №61-V в Налоговый кодекс внесены изменения и в части налогового администрирования.
Внесены изменения по установлению упрощенного порядка ликвидации отдельных категорий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соответствующих определенным условиям, в статьях 37-1 и 43 Налогового кодекс (далее НК).
Изменениями в статью 34 НК устанавливается порядок погашения налоговой задолженности, в соответствии с которым в первую очередь, подлежит погашению сумма недоимки, затем начисленные пени и суммы штрафов.{9}
Главой 6 НК внесены изменения и дополнения, предусматривающие возможность для налогоплательщиков изменения срока исполнения налогового обязательства по уплате начисленных налогов (кроме налогов, удерживаемых у источника выплаты, акцизов и налога на добавленную стоимость на импортируемые товары), других обязательных платежей в бюджет и (или) пеней, указанных в уведомлении о результатах налоговой проверки, без залога и банковской гарантии на срок до тридцати шести календарных месяцев.
Данная норма применяется в отношении налогоплательщиков, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность не менее пяти лет и коэффициент налоговой нагрузки которых за календарный год, предшествующий году подачи заявления об изменении сроков исполнения такого налогового обязательства, не ниже среднеотраслевого значения, установленного уполномоченным органом (вводится в действие с 01.01.2014 года.){10}
В статью 52 НК внесены изменения, предусматривающие, что действие решения об изменении сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов, других обязательных платежей в бюджет и (или) пеней, прекращаются в случае нарушения сроков исполнения таких обязательств или подачи жалобы на уведомление о результатах налоговой проверки в течение срока, указанного в решении органа налоговой службы об изменении исполнения налогового обязательства по уплате начисленных сумм налогов, других обязательных платежей в бюджет и (или) пеней.
Анализ системы управления финансовыми рисками
Диагностику финансовых рисков ООО «Техинжиниринг» в системе и выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятия по итогам прошедшего года проводит специалист экономического отдела. На основе результатов проведенного анализа главный экономист разрабатывает комплекс по управлению фи ...
Проблемы перераспределения налогового бремени и воздействия налогов на
экономическую активность
Налоговая система представляет собой инструмент долговременного действия, её формирование должно осуществляться с учетом перспективных тенденций развития экономики. Регулирующая роль налогового инструментария в условиях кризисной экономики далеко не бесспорна, однако ограничивать функции налогов в ...
Принципы налогообложения и классификация налогов
В рамках системы налоговых отношений необходимо остановиться на субъекте и объекте налогообложения. Субъектом налога является физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложено обязательство платить налога. Но в ряде случаев использование механизма ценообразования позволяет час ...