Финансовая аналитика » Стратегия и тактика финансового оздоровления предприятия » Понятие и виды кризисных ситуаций на предприятиях

Понятие и виды кризисных ситуаций на предприятиях

Кризис - это крайнее обострение внутрипроизводственных и социально-экономических отношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой.[1]

Кризисные ситуации могут возникать любой стадии деятельности организации как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада и т. п.

Внутренними причинами возникновения кризиса в организации могут быть возникшие диспропорции и нарушения равновесия между:[2]

· отдельными группами собственных и заемных средств и их размещением в основные и оборотные средства;

· объемом производства и объемом реализованной продукции;

· объемом реализации продукции и денежной составляющей выручки;

· доходами и объемами краткосрочных займов;

· качеством продукции и ее ценой на рынке;

· ценой продукции и затратами на ее производство;

· уровнем технического оснащения анализируемого предприятия и его конкурентов;

· дебиторской и кредиторской задолженностями;

· объемами инвестиций и доходами по ним и т. п.

При наступлении кризисных ситуаций необходимо иметь резервы для их преодоления, а также владеть системой управления для осуществления деятельности организации в условиях наступившего кризиса.

Результаты наступившего кризиса могут быть различными. Правильно организованный менеджмент может ослабить влияние кризиса и добиться восстановления жизнеспособности организации в целях ее сохранения. Может произойти обновление организации при сохранении собственников и руководителей или реструктуризация организации (слияние, разделение, присоединение, выделение). При других условиях кризис может привести к полной ликвидации организации или к смене собственника и перестройке процесса функционирования организации.

Так, рис 1. демонстрирует изменение во времени объема производства продукции (V) и объема реализации продукции (R). На этой модели можно проследить возникновение симптомов кризиса в точке П и далее развитие кризисных явлений в точке К, которые возникают в результате снижения объемов продаж и затоваривания складов готовой продукцией.[3]

Рис. 1. Диспропорции между объемом производства и реализацией продукции и возникновение кризиса

Рис.2. Кризис и финансовый рычаг

Рис. 3. Диспропорции между рентабельностью и кредиторской задолженностью и возникновение кризиса

На рис. 2 и 3 можно проследить аналогичную тенденцию изменения во времени:[4]

· прибыли и краткосрочных займов (рис. 2). По мере уменьшения финансового рычага возникают предкризисные симптомы, и точка пересечения рассматриваемых кривых свидетельствует о наступлении кризиса;

· рентабельности и удельного веса кредиторской задолженности в балансе организации (см. рис. 3).

Снижение рентабельности и рост задолженности также приводят к возникновению кризисной ситуации. По динамике изменения соотношения других показателей по возникающим симптомам можно диагностировать возможность появления кризиса.

Кризис в организации не обязательно приводит к негативным последствиям. В таблице 1 классифицированы позитивные и негативные последствия, возникающие в результате наступления кризиса в организации.

Таблица 1. Возможные последствия наступления кризисного состояния организации

Позитивные

Негативные

Ослабление кризиса

Усиление кризиса

Финансовое оздоровление организации (преодоление кризисного состояния)

Переход к новому кризису

Сохранение организации как юридического лица

Ликвидация организации (распродажа имущества организации)

Реструктуризация (преобразование) организации

Смена собственника

Это интересно:

Налогоплательщики
В соответствии со ст.357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, на имя которых зарегистрированы транспортные средства. Данное положение имеет принципиальное отличие от ранее действовавшего законодательства. Так, в соответствии со ст.5 Закона "О дорож ...

Факторный анализ рентабельности продукции
Уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации. Факторная модель этого показателя имеет следующий вид: Ра ...

Направления совершенствования налогового регулирования малого и среднего бизнеса
В целях обеспечения поддержки вновь созданным производственным предприятиям малого и среднего бизнеса и учитывая определенные сложности при организации их деятельности (закупка дорогостоящего оборудования, формирование основных и оборотных фондов), предлагается ввести налоговую скидку в размере 50 ...

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru