Кризис - это крайнее обострение внутрипроизводственных и социально-экономических отношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой.[1]
Кризисные ситуации могут возникать любой стадии деятельности организации как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада и т. п.
Внутренними причинами возникновения кризиса в организации могут быть возникшие диспропорции и нарушения равновесия между:[2]
· отдельными группами собственных и заемных средств и их размещением в основные и оборотные средства;
· объемом производства и объемом реализованной продукции;
· объемом реализации продукции и денежной составляющей выручки;
· доходами и объемами краткосрочных займов;
· качеством продукции и ее ценой на рынке;
· ценой продукции и затратами на ее производство;
· уровнем технического оснащения анализируемого предприятия и его конкурентов;
· дебиторской и кредиторской задолженностями;
· объемами инвестиций и доходами по ним и т. п.
При наступлении кризисных ситуаций необходимо иметь резервы для их преодоления, а также владеть системой управления для осуществления деятельности организации в условиях наступившего кризиса.
Результаты наступившего кризиса могут быть различными. Правильно организованный менеджмент может ослабить влияние кризиса и добиться восстановления жизнеспособности организации в целях ее сохранения. Может произойти обновление организации при сохранении собственников и руководителей или реструктуризация организации (слияние, разделение, присоединение, выделение). При других условиях кризис может привести к полной ликвидации организации или к смене собственника и перестройке процесса функционирования организации.
Так, рис 1. демонстрирует изменение во времени объема производства продукции (V) и объема реализации продукции (R). На этой модели можно проследить возникновение симптомов кризиса в точке П и далее развитие кризисных явлений в точке К, которые возникают в результате снижения объемов продаж и затоваривания складов готовой продукцией.[3]
Рис. 1. Диспропорции между объемом производства и реализацией продукции и возникновение кризиса
Рис.2. Кризис и финансовый рычаг
Рис. 3. Диспропорции между рентабельностью и кредиторской задолженностью и возникновение кризиса
На рис. 2 и 3 можно проследить аналогичную тенденцию изменения во времени:[4]
· прибыли и краткосрочных займов (рис. 2). По мере уменьшения финансового рычага возникают предкризисные симптомы, и точка пересечения рассматриваемых кривых свидетельствует о наступлении кризиса;
· рентабельности и удельного веса кредиторской задолженности в балансе организации (см. рис. 3).
Снижение рентабельности и рост задолженности также приводят к возникновению кризисной ситуации. По динамике изменения соотношения других показателей по возникающим симптомам можно диагностировать возможность появления кризиса.
Кризис в организации не обязательно приводит к негативным последствиям. В таблице 1 классифицированы позитивные и негативные последствия, возникающие в результате наступления кризиса в организации.
Таблица 1. Возможные последствия наступления кризисного состояния организации
Позитивные |
Негативные |
Ослабление кризиса |
Усиление кризиса |
Финансовое оздоровление организации (преодоление кризисного состояния) |
Переход к новому кризису |
Сохранение организации как юридического лица |
Ликвидация организации (распродажа имущества организации) |
Реструктуризация (преобразование) организации |
Смена собственника |
Виды инвестиций
Теперь я хотела бы остановиться на видах инестиций подробнее, что также поможет глубже понять и разобраться в понятие инвестиционный потенциал. Итак, инвестиции можно подразделить на реальные инвестиции, финансовые инвестиции и сбережения. К реальным инвестициям в широком смысле можно отнести: — вл ...
Особенности потребительского кредитования за рубежом
В период после второй мировой войны банки стали основными кредиторами на рынке потребительского кредита. Господствующее положение банков частично является следствием того, что они во все большей степени заинтересованы в привлечении средств отдельных лиц и семей, которые являются основным источником ...
Социально-экономическая суть медицинского страхования в РФ
В комплексе проводимых в настоящее время социально-экономических реформ важнейшее место занимает развитие страховой медицины, переход к которой обусловлен спецификой рыночных отношений в здравоохранении и развитием сектора платных услуг. Финансовая система РФ включала медицинское страхование в обще ...