Кризис так больно ударил по России, по ее фондовому рынку, по ликвидности банков, предприятий и организаций, по всему реальному сектору, по российским инвестициям потому, что в России нет рыночных фондов «длинных» денег, – везде преобладают «короткие» деньги, в том числе и на фондовом рынке. У России нет «длинных» накопительных пенсионных денег. Нет современной страховой системы и главного вида страхования – страхования жизни, а потому страховые компании бедны и у них тоже нет «длинных» денег для инвестиционных вложений. Очень поздно были созданы паевые фонды, и они тоже пока не накопили достаточные объемы «длинных» денег. Только сейчас в кризис Минфин задумался о налоговых льготах для них, и, возможно, вскоре будет сформирована система государственной защиты населения от возможного мошенничества в этих фондах, что сдерживало вложение в них средств.
И, наконец, непосредственно по вопросу развития российской банковской системы, так как по-прежнему значительная часть денежного потока в стране идет помимо банков. Вследствие слабости кредитные организации не способны в полной мере выполнять свою роль в финансировании растущего народного хозяйства страны, не имеют сколь-нибудь значительных «длинных» денег: в их пассивах таких средств меньше 5%. Поэтому в России трудно получить инвестиционный кредит, у него запредельный процент, делающий его неэффективным. Надо вернуть в банки хозрасчетные средства бюджетных организаций, обесценивающиеся на счетах в Казначействе, использовать банки в выполнении бюджетно-расходных функций, рефинансировать банки, в том числе на длительный срок, за счет государственных резервов Центрального банка.
Россия прожила 10 лет мощного экономического подъема, точнее, устойчивого политического и экономического развития, небывалого притока валюты в страну. И горько, но нужно признать, что за это время, увы, не были созданы условия и факторы экономического развития, которые помогли бы государству слезть с нефтегазовой «иглы» без ущерба для социально-экономического роста. Не создана рыночная инфраструктура инвестиций – фонды «длинных» денег. Как и прежде, страна стоит перед проблемой пенсионной реформы, жилищно-коммунальной реформы, реформы здравоохранения, региональной реформы, реформы собственности в целях более эффективного ее использования. Об этих реформах больше говорили, чем делали.
Россия не смогла значительно поднять долю малого бизнеса в развитии экономики, ей не удалось сделать многое другое, поскольку и без этого было хорошо. Темпы сами по себе были высокими, голова кружилась от притока финансов, от ежегодного 10-процентного увеличения реальных доходов, подавляющая часть которых шла явному меньшинству зажиточных семей, которые, к тому же, и инфляционное давление испытывали в меньшей степени, чем бедные люди.
Остается надежда, что кризис позволит Правительству задуматься и понять, что оно не сделало, где оно потеряло время, а главное – что ему нужно сделать в перспективе.
Валютное регулирование и его инструменты
Существует рыночное и государственное регулирование величины валютного курса. Рыночное регулирование, основанное на конкуренции и действии законов стоимости, а также спроса и предложения, осуществляется стихийно. Государственное регулирование направлено на преодоление негативных последствий рыночно ...
Порядок оценки остатков незавершённого
производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных
Под незавершенным производством (далее - НЗП) понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В НЗП включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К НЗП относятся ...
Налоговые доходы местного бюджета
1. Земельный налог Налогоплательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом земельного налога является земельная площадь, находящаяся в с ...