В соответствие с п.1 ст. 8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
С целью более подробной характеристики данного явления стоит указать обязательные элементы, включающиеся в понятие налога в соответствие с Налоговым кодексом РФ: субъект (или плательщик), объект (м.б. доход, имущество, товар), источник уплаты налога (прибыль, доход, дивиденд), единица измерения объекта обложения, величина налоговой ставки (квота), порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы.
В п.2 ст.8 НК РФ дается понятие сбора – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Т.о. принципиальная разница между налогом и сбором заключается в цели их взимания: налог является безвозмездным платежом, направляемым на обеспечение деятельности государства /муниципальных органов, а сбор является взносом организации /физического лица на цели совершения в отношении них каких-либо юридически значимых действий со стороны органов государства /местного самоуправления и т.д.
Значение налога раскрывается в 2 выполняемых им функциях:
1) фискальная функция - состоит в формировании денежных доходов государства;
2) экономическая функция - состоит в позитивном воздействии через налоги на общественное воспроизводство, в данном случае в зависимости от целей государства налоги могут использоваться в целях стимулирования, ограничения и контроля.
В общем же виде, можно сказать, что представленные функции налогов взаимосвязаны. Высокий уровень налоговых поступлений в бюджет формирует материальную основу для эффективного исполнения государством своей экономической роли, что выражается в позитивном воздействии на уровень развития производства. Растущие производственные мощности и объемы повышают доходность, что, в свою очередь, сказывается на уровне налоговых поступлений в бюджет в сторону увеличения.
Так как налог представляет собой многогранное явление в жизни общества, он обладает множеством признаков, по которым поддается классификации. Ниже рассмотрим наиболее популярные варианты классификаций.
1) По назначению налога:
- общие налоги, они не предполагают закрепление полученных средств за отдельными направлениями расходов государства (к ним относятся налог на прибыль, НДС, НДФЛ);
- маркированные /специальные налоги, в отличие от общих имеют целевое назначение (земельный налог, ЕСН).
2) По субъекту уплаты налога:
- налоги, взимаемые с физических лиц;
- налоги, взимаемые с юридических лиц.
3) По объекту налогообложения:
- имущественные налоги;
- ресурсные налоги (рентные платежи);
- налоги, взимаемые от выручки или дохода;
- налоги на потребление.
4) По источнику уплаты налога:
- налоги, относимые на индивидуальный доход;
- налоги, относимые на издержки производства и обращения;
- налоги, относимые на финансовые результаты;
- налоги, взимаемые с выручки от продаж.
5) По способу изъятия:
- прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов и имущества (к ним относится налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);
- косвенные налоги, которые устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу (НДС, акцизы, таможенные пошлины).
6) По степени воздействия:
- пропорциональные налоги – т.е. ставки устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;
- прогрессивные налоги – ставки возрастают с ростом стоимости объекта налогообложения;
- регрессивные налоги – ставки снижаются с ростом стоимости объекта налогообложения.
7) По полноте прав пользования налоговыми поступлениями:
- собственные (закрепленные) налоги;
- регулирующие налоги (распределяемые между бюджетами).
Основная классификация видов налогов и сборов в РФ представлена в п.1 ст.12 НК РФ, она основана на территориальном принципе установления и уплаты. Итак, налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Определения представленной классификации даются соответственно в п. 2, 3 и 4 ст.12 НК РФ:
1) Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
Федеральные налоги, уплачиваемые организацией
Общество с ограниченной ответственностью "РЦН" является многопрофильной организацией, созданным по решению учредителей. Организация является юридическим лицом, права которой приобретаются с момента государственной регистрации. Организация от своего имени может приобретать имущественные и ...
Кейнсианская теория денег
Эта теория о сущности денег и их воздействии на производство, была предложена английским экономистом Дж.М. Кейнсом (1883-1946) в конце 1920-х-начале 1930-х гг. Количественная теория денег, оперирующая на долгосрочных временных интервалах, оказалась неспособной разрешить проблемы, вызванные кризисом ...
Государственный кредит и его роль в формировании финансовых ресурсов
государства
Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и ...