В случаях, предусмотренных Кодексом, налоговые органы исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных.
Налоговая ставка определяет налоговое бремя, возлагаемое на лицо.
В соответствии с п. 1 ст. 53 Кодекса налоговая ставка - это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Практически это означает, что для определения суммы налога налогоплательщик умножает величину налоговой базы по конкретному налогу на соответствующую налоговую ставку.
В зависимости от вида налоговой базы налоговые ставки делят на:
- специфические - в твердой денежной сумме: на каждую единицу обложения определяется фиксированный размер налога (налоговая база определяется в натуральном выражении);
- адвалорные - определяемые в процентах от единицы обложения (налоговая база определяется в денежном выражении);
- комбинированные - сочетают элементы процентных и твердых ставок.
В зависимости от отношения к налоговой базе налоговые ставки различают на:
пропорциональные - не зависят от величины налоговой базы;
прогрессивные - чем больше налоговая база, тем больше ставка налога;
регрессивные - чем больше налоговая база, тем меньше ставка налога.
Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются Кодексом, по региональным налогам - законами субъектов, по местным налогам - нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. На региональном, и на местном уровнях налоговая ставка устанавливается в пределах, предусмотренных Кодексом.
Налоговый период - отрезок времени, в соответствии с п. 1 ст. 55 Кодекса, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (один календарный год, который начинается с 1 января и заканчивается 31 декабря, один месяц, один квартал).
Для прямых налогов (налогов на доходы) продолжительность налогового периода совпадает с финансовым (календарным) годом, так как расчет фактически полученного дохода осуществляется за весь год;
Для косвенных налогов продолжительность налогового периода устанавливается минимально возможным — календарный месяц, а в отдельных случаях (например, отдельные виды акциза) — половина месяца.
Существует группа налогов, для которых (в силу специфики объекта налогообложения) налоговый период не определен. Обязанность уплатить такие налоги возникает при совершении какого-либо действия, носящего одноразовый характер (государственная пошлина).
Для начинающего деятельность налогоплательщика в налоговом законодательстве установлены правила первого налогового периода:
- период времени со дня создания до конца года ― для всех налогоплательщиков, созданных в период с 1 января по 30 ноября (днем создания является день государственной регистрации);
- период времени со дня создания до конца следующего календарного года ― для налогоплательщиков, созданных (зарегистрированных) в декабре.
Для ликвидирующегося налогоплательщика устанавливается последний налоговый период:
– период времени от начала года до дня завершения ликвидации;
– период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).
Налоговые льготы - это преимущества, предусмотренные налоговым законодательством, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками. Принципы предоставления налоговых льгот:
1) не допускается установление налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;
2) нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения налоговых льгот, не могут носить индивидуального характера, что способствует формированию равных условий для всех налогоплательщиков и препятствует искусственному созданию "индивидуально облегченных" условий хозяйствования для конкретных налогоплательщиков;
3) налогоплательщик вправе отказаться от использования налоговой льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов;
Лимит наличных денежных средств
Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. "О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения"[1][1] установлено, что предприятия, организации и учреждения (включая организации торговли) независимо от их организационно-правовой формы: - обязаны хранить свои денежные средства ...
Основные направления совершенствования системы управления кредиторской
задолженностью
Управление кредиторской задолженностью может быть проведено при помощи двух основных вариантов: оптимизации кредиторской задолженности и минимизации кредиторской задолженности. Оптимизация – поиск новых решений, с помощью которых кредиторская задолженность и ее изменение смогу оказывать на предприя ...
Полномочия органов Федерального казначейства
Органы Федерального казначейства осуществляют большое число функций по организации, осуществлению и контролю за исполнением федерального бюджета, регулированию финансовых отношений, сбору, обработке и анализу информации о состоянии государственных финансов и т.д. В связи с этим органы Федерального ...