Финансовая аналитика » Бюджет Республики Башкортостан » Особенности доходов бюджета РБ, его структура

Особенности доходов бюджета РБ, его структура

Доходы бюджета

- это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

Доходы бюджетной системы РБ являются достоянием всего населения, проживающего на территории республики. Доходы бюджетов всех уровней контролируются и регулируются представительными и исполнительными органами власти, образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам

относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

К неналоговым доходам

относятся:

· доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

· доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;

· средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, иные суммы принудительного изъятия;

· доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

· иные неналоговые доходы.

Налоги являются главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных и муниципальных расходов. Так, в структуре доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан налоговые доходы составляют 70-80 %.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ все налоги подразделяются на 3 уровня: федеральные, региональные

и местные налоги

.

Уровень федеральных налогов

представляют:

· налог на добавленную стоимость;

· акцизы;

· налог на доходы физических лиц;

· единый социальный налог;

· подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий и др.

К числу региональных

относятся:

· налог на имущество предприятий;

· налог с продаж;

· единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности и др.

К местным налогам

относятся:

· налог на имущество физических лиц;

· земельный налог;

· регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

· сбор за право торговли;

· целевые сборы с граждан и предприятий;

· учреждений на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели.

В то же время отнесение налога к тому или иному уровню налоговой системы не означает, что доход от него целиком поступает в соответствующий уровень бюджетной системы. Так, доходы республиканского бюджета РБ формируются за счет отчислений, как от федеральных, так и от региональных налогов. Подобная картина складывается и при формировании доходной части бюджетов районов и городов, сел и поселков республики.

Федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты, называются регулирующими доходами бюджетов. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50 % от сумм доходов бюджетной системы РФ, собираемых на территории субъектов РФ.

Сегодня Республика Башкортостан среди 89 субъектов РФ занимает одно из лидирующих позиций, как по объему своего консолидированного бюджета, так и по вкладу доходов в федеральный бюджет. Она является одним из немногочисленных доноров-регионов бюджетной системы РФ, входит в число 12 субъектов РФ, формирующих 2/3 доходов федерального бюджета. Например, в федеральный бюджет налогоплательщиками республики в 2000 г. было перечислено 13,1 млрд. руб., в 2001 г. - 23,2 млрд. руб. При этом объем консолидированного бюджета республики в 2000 г. составил 42,8 млрд. руб., в 2001 г. - 33,8 млрд. руб.

Это интересно:

Содержание финансового контроля, его значение и задачи в условиях рыночной экономики
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, контроль за целевым и рациональным использованием бюджетн ...

Динамика исполнения бюджета Республики Татарстан по доходам в 2007–2009 гг
Республиканский бюджет Республики Татарстан по доходам (с учетом безвозмездных перечислений и доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) исполнен в следующем объеме: за 2005 год – 75 023,95 млн. руб. за 2006 год – 73 755,43 млн. руб. за 2007 год – 87 290, 05 млн. руб. за 2 ...

Предложения экспертов по улучшению налогового администрирования в РК
Деятельность налоговых органов в сфере налогового администрирования нацелена на обеспечение полного и своевременного сбора налогов и сборов в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также необходимого контроля исполнения норм налогового законодательства налогоплательщиками. В целом ...

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru