Таможенная политика – это система экономических организационных, правовых и иных мероприятий, проводимых государством, направленная на реализацию интересов государства; это часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Именно таможенная политика определяет основные направления таможенного регулирования, таможенного законодательства и таможенного дела.
Двумя основными разновидностями таможенной политики в настоящее время являются протекционизм и либерализм (либо политика свободной торговли).
Протекционизм выступает как внешнеторговая политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а нередко и на развертывание и поддержку деятельности отечественного бизнеса на внешних рынках – как на рынках отдельных стран и регионов, так и конкретных товарных сегментах мирового рынка.
Либерализация, напротив, предполагает снятие всевозможных барьеров, препятствующих развитию внешней торговли и внешнеэкономических связей в целом.
Протекционизм и либерализация в чистом виде выступают как определенные крайности внешнеторговой политики, в практике же, как правило, реализуется некий комбинированный, компромиссный вариант этой политики, сочетающий в себе элементы протекционизма и либерализации. При этом используемые государствами в своей внешнеторговой политике элементы протекционизма и либерализации отражают не только специфику их собственной долгосрочной политики, но и их реакцию на изменения в общей системе международных экономических отношений, во внешнеторговой политике других государств и/или их группировок (используемые при этом формы внешнеторговой политики могут выступать в качестве ответных мер на действия других государств).
Основными средствами осуществления таможенной политики являются: система экономических инструментов таможенного регулирования, участие в таможенных союзах, зонах свободной торговли и таможенных конвенциях (соглашениях), установленный режим прохождения грузов через границу.
Таможенная политика осуществляется путём применения:
таможенных пошлин, налогов и сборов при перемещении товаров через границу,
таможенных процедур для достижения определенных экономических, финансовых и торгово-политических целей.
Круг задач, выполняемых таможенными органами России, на самом деле гораздо шире, чем пополнение государственного бюджета. В настоящее время к этим задачам относятся:
участие в разработке и реализации таможенной политики;
участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, реализация этих мер;
защита экономических интересов России;
обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности страны;
осуществление контроля над вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов;
осуществление мер по таможенному регулированию торгово-экономических отношений;
взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу;
осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;
ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;
проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного дела, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Предусмотрен также блок функций международного характера: участие в разработке и выполнении международных договоров, затрагивающих таможенное дело;
сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.
Целью таможенной политики любого государства является обеспечение его экономических интересов.
Таможенно-тарифная политика в последние годы стала одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики. Она является своего рода узлом, в котором сплетаются интересы национального хозяйства и внешней торговли. Устанавливая различные ставки пошлин, можно способствовать насыщению внутреннего рынка или, наоборот, защитить отечественного товаропроизводителя. Вводя новые таможенные режимы, можно привлечь иностранные инвестиции. Совершенствуя таможенные процедуры и отменяя необоснованные льготы, – привлекать дополнительные миллиарды рублей в федеральный бюджет.
Особенности таможенно-тарифной политики в предстоящий период предполагают два качественно различных этапа ее реализации.
I этап – до конца 2010 г. – характеризуется по предварительной оценке, постепенным переходом от острой фазы кризиса к фазе смягчения кризисных явлений и появлением признаков оздоровления экономики. На этом этапе таможенно-тарифная политика реализуется как неотъемлемая часть антикризисной экономической политики. При этом применение мер таможенно-тарифного регулирования должно быть направлено на сбалансированную защиту интересов бюджета государства, отечественных производителей и потребителей.
Сущность, цели и задачи бюджетирования
Одной из главных функций управления предприятием является планирование его деятельности с последующим контролем за реализацией принятых планов [8]. Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми ...
Общеэкономическая характеристика объекта исследования
Объектом исследования выбрано действующее строительное предприятие ООО «БЕТОНИТ» организованное в 2002 году. Учредителями Общества являются физические лица. Полное наименование предприятия «Общество с ограниченной ответственностью «ООО «БЕТОНИТ», создано в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Фе ...
Дискуссионные вопросы формирования и состава налоговой системы на
современном этапе
На протяжении 1990-х гг. налоговая система строилась на основе Закона РФ от 27.12.1991 г. «Об основах налоговой системы в РФ». В настоящее время налоговую систему России составляют 13 налогов и два сбора (госпошлина – это по своим признакам сбор), в том числе федеральных -10, региональных – 3, мест ...