Финансовая аналитика » Прибыль предприятия: факторы, влияющие на ее величину » Факторы и резервы увеличения прибыли

Факторы и резервы увеличения прибыли

Страница 1

Под факторами понимают различные причины, вызывающие изменение прибыли предприятия.

Во французском языке имеется слово reserve, которое переводится как «запас»; в латинском – reservere, что означает «экономить, сохранять». Восприятие любого понятия с течением времени изменяется, трансформируется, приобретает новые смысловые оттенки. Так произошло и с понятием «резервы». В настоящее время в специальной литературе, относящейся к хозяйственной деятельности и практике, оно употребляется в двояком значении [7]:

1) как запасы производственных ресурсов, необходимые для бесперебойного осуществления процесса производства, оказания услуг и т.п.;

2) как измеримые, еще неиспользованные возможности развития и совершенствования основного или других видов деятельности относительно уже достигнутого уровня. Примером резервов такого рода являются резервы роста объема производства и реализации продукции, снижения ее себестоимости, роста прибыли и т.п.

В экономической литературе и на практике часто употребляются такие понятия, как «факторы», «пути», «резервы» и «источники» роста прибыли.

Уровень и динамика прибыли предприятия формируется и изменяется под влиянием многих факторов.

Факторы увеличения прибыли – это объективные и субъективные причины, определяющие характер и динамику ее развития.

Пути повышения - это конкретные направления действия факторов роста прибыли.

Основными факторами роста прибыли от реализации продукции являются: снижение издержек производства и реализации продукции, повышение качества продукции и связанной с ним цены изделия, увеличение объема продаж.

Технические способы реализуются в более совершенных и производительных средствах труда.

Организационные – предполагают наиболее удачное сочетание во времени и в пространстве соединения средств труда, предметов труда и рабочей силы.

Экономические – воплощаются в создании мотивационных механизмов, обеспечивающих достижение наилучших результатов при наименьших затратах, в альтернативных вариантах решения производственных задач.

Источники увеличения прибыли представляют собой неиспользованные возможности. Они подразделяются на резервы, зависящие и не зависящие от предприятия.

Внутрипроизводственные резервы выявляются в процессе аудита и анализа.

Причинами их существования могут быть объективные и субъективные факторы – условия, обеспечивающие изменение себестоимости. Они многочисленны и классифицируются по ряду признаков.

Факторы увеличения прибыли можно классифицировать на внешние и внутренние (независящие и зависящие от деятельности коллектива предприятия), субъективные и объективные.

Не зависят от предприятия – территориальная удаленность от источников сырья и потребителей продукции, уровень цен на приобретаемое сырье и материалы, топливо, тарифы на электроэнергию и связь, перевозки услуги. А так же - уровень тарифной ставки 1 –го разряда, норм амортизации ОФ, налогов и отчислений, включаемых в себестоимость, изменение спроса на продукцию и др. Перечисленные факторы являются источником повышения или снижения издержек, а значит и роста прибыли, но, как правило, не свидетельствуют ухудшении или улучшении работы предприятия. В то – же время стратегический анализ и стратегическое планирование должны учитывать возможность в перспективе использование таких резервов, которые в настоящее время не поддаются реализации.

Резервы или источники роста прибыли - это неиспользованные, но реально имеющиеся возможности ее повышения за счет наилучшего использования тех или иных факторов роста прибыли.

Они образуются из-за недостаточно полного использования тех или иных факторов роста прибыли.

В количественном выражении резервы роста прибыли представляют собой разницу между фактически достигнутым уровнем прибыли на данном предприятии в отчетном периоде и максимально возможным в данных производственных условиях или с лучшими достижениями в предыдущих периодах, или с лучшими достижениями на аналогичных предприятиях.

Основная цель выявления резервов роста прибыли – использовать их при определении ее уровня в последующий плановый период.

Резервы роста прибыли можно классифицировать:

1) по времени приведения в действие – на текущие, которые могут быть использованы в течение года, и перспективные – реализация которых потребует более года;

2) по месту выявления и использования – на народнохозяйственные, отраслевые и внутрипроизводственные.

Народнохозяйственные и отраслевые резервы определяют возможности роста прибыли соответственно в целом по народному хозяйству республики и в той или другой его отрасли.

Внутрипроизводственные резервы характеризуют возможности роста прибыли непосредственно на предприятии. Они выявляются в процессе аудита и анализа. Причинами их существования могут быть объективные и субъективные факторы.

Динамика роста прибыли в краткосрочном периоде определяется, как правило, использованием резервов субъективного характера, зависящих от усилий персонала. Это факторы, влияющие на рост производительности труда: повышение технического уровня производства, труда и управления, изменение объема и структуры производимой продукции. Они выявляются в процессе более эффективного использования средств и предметов туда, рабочей силы. Под влиянием этой группы факторов себестоимость продукции снижается, а прибыль увеличивается за счет сокращения на единицу продукции прямых расходов (материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия; основная и дополнительная заработная плата производственных расходов с отчислениями от нее); условно – постоянных расходов, обусловленных ростом объема производства; амортизационных отчислений.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Выявление проблем в деятельности предприятия
ООО «Планета детей» НДОУ «Теремок» является частным детским садом, где воспитывают, кормят, ухаживают за детьми, которых приводят родители в свое рабочее время за определенную родительскую плату, соответственно. Исходя, из расчета экономических и финансовых показателей следует, что деятельность орг ...

Характеристика моделей и методов ипотечного кредитования и оценки залогов
Обычно операции на ипотечном рынке осуществляются в два этапа. На первом этапе, называемом первичным рынком, происходит предоставление кредитов под залог недвижимости. Поскольку банки предоставляют кредиты на длительный срок и под относительно невысокий процент, у них снижается объем доступных дене ...

Система показателей оценки финансовой устойчивости торговой организации
Устойчивость финансового состояния организации оценивается системой абсолютных и относительных показателей на основе соотношения заемных и собственных средств по отдельным статьям актива и пассива баланса. Показатели, характеризующие финансовое состояние представлены на рисунке 1. Рисунок 1 - Показ ...

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru